КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шилков Александр Анфимович |
Родился 27 декабря 1915 года в деревне Бурохино Ярославской губернии, ныне - Некрасовский район Ярославской области. В 1934 году окончил 2 курса Ивановского строительного техникума. Работал бухгалтером на кожзаводе в Ярославле. С 28 октября 1936 года в Красной Армии. Служил матросом на Черноморском флоте. В 1937 году окончил школу младших авиационных специалистов в городе Севастополе. Служил воздушным стрелком - радистом в 5-й авиационной эскадрильи 40-го авиационного полка ВВС ЧФ. В 1940 году окончил Военно - морское авиационное училище им. Леваневского (отделение стрелков - радистов), затем Ейское военно - морское авиационное училище по курсу лётчика, сержант. После окончания (7.02.1942 г.) служил в нём пилотом - инструктором. С октября 1942 года сержант А. А. Шилков в действующей армии. С 13 января 1943 года сражался в составе 3-го Гвардеского ИАП, был пилотом 2-й эскадрильи, старший сержант (29.03.1943 г.), младший лейтенант (05.07.1943 г.), командир звена, лейтенант (17.02.1944 г.). С 17.05.1944 года заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант, с 01.11.1944 года командир эскадрильи, капитан. 22 июля 1944 года за 141 успешный боевой вылет и участие в 32 воздушных боях, в которых лично сбил 14 и в группе 3 самолёта противника Гвардии лейтенант А. А. Шилков Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4005). Всего за войну совершил 190 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, из них 7 - на разведку, 31 - на прикрытие кораблей флота. В 40 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 3 самолёта противника. Награждён орденами: Ленина (22.07.1944 г.), Красного Знамени (19.01.1943, 02.10.1943, 10.04.1944, 30.04.1945, 1956 гг.), Красной Звезды (1951 г.); многими медалями, в том числе "За боевые заслуги" (1946 г.), "За оборону Ленинграда" (1943 г.). После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. Окончил командное отделение Высших офицерских курсов ВМФ (1947 г.). Служил в 78-м ИАП ВВС СФ: с 17.10.1947 года - командир 4-й эскадрильи, с 06.04.1948 года - начальник штаба, майор (13.01.1949 г.). С 15.12.1949 года - начальник ВСС 91-й ИАД ВВС СФ. С 19.04.1951 года - заместитель командира, инспектор - лётчик по технике пилотирования и теории полёта в 124-м ГвИАП СФ, подполковник (22.12.1951 г.). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Военный лётчик 1-го класса (27.03.1953 г.). Окончил авиационный факультет Военно - Морской академии (1956 г.). С 31.10.1956 года заместитель начальника штаба по истребительной авиации ПВО ЧФ, с 18.01.1956 года помощник начальника штаба по КП ВВС ЧФ, полковник (28.02.1957 г.), с 25.05.1957 года - заместитель начальника штаба 4-й ИАД ВВС ЧФ. 27.08.1960 года уволен в запас за совершение проступков, порочащих звание военнослужащего. 10.09.1960 года осуждён судом военного трибунала Черноморского флота за изнасилование. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.01.1961 года лишён звания Героя Советского Союза. Досрочно освобождён в октябре 1961 года. После освобождения жил в городе Саки (Крым). Умер 9 апреля 1972 года. Осенью 1942 года в 3-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС Краснознамённого балтийского флота пришли новички - выпускники Ейского ВМАУ им. Сталина: Алексей Баранов, Виктор Головко, Николай Мокшин, Александр Пархоменко, Александр Потёмкин, Пётр Прасолов, Николай Шестопалов, Александр Шилков, Юрий Шорин. Новичков предстояло ввести в строй. Опытные воздушные бойцы Львов, Каберов, Татаренко, Минаев и Цапов поочередно летали с каждым лётчиком, проверяли их подготовку. Держится за ведущим, не отстает - значит можно брать в полёт. В боевые вылеты с собой старались брать одного, реже - двух молодых лётчиков. В середине января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В первый день начала боев авиация не летала - погода была нелётной. Но на следующий день, несмотря на прескверную погоду, лётчики поднялись в воздух. Уже в первом своём боевом вылете 14 января 1943 года отличился новичок Александр Шилков. Он выполнял боевое задание в составе восьмёрки. ЛаГГ-3, которые вёл командир 2-й эскадрильи Семён Львов, шли над артиллерийскими вспышками, над ползущей в снегу пехотой. Воздух между землёй и облаками был пустынен. Внезапно с земли передали по радио: "Сзади два "Мессера" ! Истребители развернулись, но Ме-109 не приняли боя. Они пошли вверх и скрылись в облаках. "ЛаГГи" пошли за ними. Пробив облака, справа чуть повыше заметили ту же пару. Шилков оказался к ним ближе всех. Он развернулся на ведущего немца и пошёл на него в лоб. "Мессер" вновь не принял боя. Он рванулся вниз, стараясь зайти под самолёт Шилкова. Александр лёг "вверх колёсами" и - за ним. Me-109 вновь нырнул в облака, Шилков - за ним. Увидев, что советский лётчик не отстаёт, немец отвесно полёз вверх и снова пробил облака. Выскочив из облаков, Шилков оказался совсем близко от "Мессера" и дал 2 очереди. Из самолёта врага повалил дым. Опустив левое крыло, он пошёл вниз в облака. Лётчик Mе-109 хитрил: почти коснувшись земли, он опять полез вверх. Шилков, который неотступно преследовал свою жертву, снова поймал его в прицел и дал по нему ещё одну очередь. Левое крыло "Мессера" совсем свисло, однако он всё ещё держался в воздухе и кружил под облаками на высоте 200 метров. Наш лётчик поймал его на вираже и дал новую очередь. Пылая, Mе-109 упал в лес на северном берегу Невы, возле наших траншей. Шилков прошёл над ним совсем низко. Красноармейцы махали нашему самолёту руками, подкидывали в воздух шапки. Это был первый воздушный бой старшего сержанта и первый сбитый им самолёт противника. Этот самолёт также открыл боевой счёт лётчиков - балтийцев в начавшихся боях по прорыву блокады Ленинграда ! Приземлившись и выскочив из кабины, Александр начал взволновано рассказывать друзьям, как преследовал противника, как тот изворачивался, то бросая машину в отвесное пике, то ложась на вертикаль, как он зашёл в хвост "Мессершмитту"... Но особенно радоваться победе было некогда... Воздух режет ракета, и вновь самолёты поднимаются в небо. Это бой был подробно описан в очерке Н. Чуковского - "Молодые истребители", опубликованном в газете "Красный флот". Эскадрилья И. А. Каберова. Второй слева - сержант А. А. Шилков. Первая победа окрылила молодого лётчика. За первые 20 дней боёв Шилков сбил лично 1 Ju-88, 2 Ме-109, и 1 бомбардировщик совместно с Гвардии капитаном Д. М. Татаренко. Отличный дебют ! Командование представило Шилкова к ордену Красного Знамени, и уже 19 января вышел приказ о его награждении. В августе 1943 года эскадрилья перебазировалась на остров Сейскар. На нём был построен аэродром с весьма ограниченными размерами. Длиной он был 600 метров, а шириной - 30. Поскольку условия для взлёта и посадки там были весьма специфическими, то отправили только лётчиков, обладающих высокой техникой пилотирования: Виктора Васильева, Александра Шилкова, Виктора Головко, Александра Потёмкина, Николая Шестопалова. Аэродром на Сейскаре был выложен булыжниками, а сверху присыпан песком. Подходили к острову на низкой высоте, на малых оборотах и с выпущенными предкрылками. Газ убирали на высоте около 1 метра и сразу же шло касание. Недотянешь до взлётной - упадёшь в море, перетягивать тоже нельзя - в конце полосы камни. После приземления следовало дождаться техника, который садился на стабилизатор. Вот с таким баластом на хвосте (иначе можно повредить винт) на полном газу лётчики сруливали с взлётной полосы на песок и направлялись к стоянкам своих самолётов. С этой посадочной площадки эскадрилья летала на сопровождение штурмовков. Особо отличился при сопровождении Александр Шилков. В начале Августа его четвёрка над Финским заливом встретилась с 6 финскими самолётами. Ведущие пар младшие лейтенанты Шилков и Жучков вовремя заметили "Брюстеров", атаковали их и сбили по одному вражескому самолёту. В конце августа Шилков во главе шестёрки Ла-5 вновь вступил в бой с истребителями и сбил Mе-109. В начале Сентября его пара Ла-5 вступила в бой с 4 FW-190, и он сбил одного из них. В октябре 1944 года А. Шилков был награждён вторым орденом Красного Знамени. В начале февраля 1944 года наше командование готовилось высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива в районе города Нарва. Перед 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией была поставлена задача - прикрывать высадку десанта. Метеоусловия для высадки выбрали сложные, с тем, чтобы затруднить действия авиации противника и тем самым создать наиболее благоприятные условия для десанта. Прикрытие осуществлялась мелкими группами истребителей с воздуха и дежурством на земле в готовности № 1. 14 февраля погода была неблагоприятной: сплошная облачность на высоте 500 - 200 метров, но 4 истребителяй поднялись на выполнение очередного боевого задания. Ведомым у Цапова был молодой лётчик, лейтенант Филипп Морозов. Встреча с самолётами противника в такую погоду была маловероятной, и Цапов (он был ведущим четвёрки) решил обкатать новичка. Вторую пару возглавлял Александр Шилков. Его прикрывал Виктор Головко. Наши корабли в это время уже подходили к берегу для высадки десанта в Мерекюла. Во время барража над кораблями лётчики увидели, как из облаков вываливается большая группа самолётов противника. На высоте 600 метров бомбардировщики начали перестраиваться в кильватер. Намерения их предельно ясны - будут бомбить нашу пехоту. Насчитали 12 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 FW-190. Немцы пока не замечали наших лётчиков. Думать долго не нужно, надо выполнять поставленную задачу. Самолёт Ла-5Ф из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ. Лето 1943 года. С ходу наша четвёрка врезалась в строй бомбардировщиков. Главное выбить ведущего, разбить плотный боевой порядок. Истребителей прикрытия пока можно не опасаться. В такой кутерьме они вряд ли смогут атаковать. Цапов подошёл сзади и сверху к одному из "Юнкерсов" на расстояние всего несколько десятков метров и почти в упор расстрелял его. Сразу же атаковал второй и тот тоже пошёл к земле. Бой проходил в сложных метеоусловиях, на малых высотах и плохой видимости. Ещё один "Юнкерс" сбивает пара Шилкова. Можно бы продолжать атаку, но вовремя оглянулся - где ведомый ? Так и есть - Морозов отбился от группы. Два FW-190 уже заходили ему в хвост. Дело к тому времени почти было сделано - "Юнкерсы" начали сбрасывать бомбы и уходить. Цапов даёт команду Шилкову: - "Ноль пятый", отрази атаку ! Сам мгновенным разворотом вправо из облаков атаковал ближнего к Морозову истребителя. С другой стороны на истребители врага шёл Шилков. Лётчики зажимают "Фоккеров" в тиски. Со второй очереди Цапов прошивает самолёт врага. Подходят ещё 6 "Юнкерсов", но видя, что первая группа дезорганизована, вместе с ними поворачивают обратно. Подходят и наши товарищи. Бой продолжается. Ещё 3 бомбардировщика падают на землю. Прошло всего лишь 7 минут. Задача выполнена: высадка десанта надёжно прикрыта, ни одна бомба не упала на наши корабли. Воздушные бои весны 1944 года характерны тем, что немецкая авиация базировалась на аэродромах побережья в Кунде и Раквере, вдоль которого проходили морские коммуникации. Вследствие этого они могли своевременно поднимать в воздух истребители и в процессе боя наращивать силы над охраняемыми объектами. Наши же лётчики летали с удалённых аэродромов, иногда на предельный радиус и не всегда могли получать поддержку. В результате им приходилось обеспечивать действия ударной авиации в невыгодных и неравных условиях, а воздушные бои вести с численно превосходящими силами противника. Тем не менее наши истребители всегда брали инициативу в свои руки и в большинстве случаев надёжно обеспечивали действия ударной авиации. Особенно напряжёнными были бои в начале Апреля. 1 апреля 1944 года прикрывали пикировщиков, 6 FW-190 пытались пойти на них в атаку, но группа прикрытия завязала с ними бой. Лётчики Жучков и Шилков энергично атаковали и сбили по одному "Фоккеру". 12 июня 1944 года командир полка подписал представление на присвоение командиру звена Александру Шилкову звания Героев Советского Союза. В представлении подводился итог его боевой деятельности: за 1,5 года войны совершил 141 успешный боевой вылет, участвовал в 32 воздушных боях, в которых лично сбил 14 и в составе группы 3 самолёта противника. Асы 1-й ГвИАД КБФ: А. А. Шилков, Г. Д. Костылев, Д. М. Татаренко, В. Ф. Голубев, А. Г. Батурин. Всего за войну Александр Шилков совершил 190 успешных боевых вылетов на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, из них 7 на разведку, 31 - на прикрытие кораблей флота, в 40 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 3 самолёта противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 2 групповые победы. ] После войны продолжал службу в авиации ВМФ. 10 сентября 1960 года был осуждён за уголовное преступление, а 19 января 1961 года лишён звания Героя Советского Союза. Список всех известных побед Гвардии
капитана А. А. Шилкова:
[ Следует отметить, что по данным представленным М. Ю. Быковым в своих исследованиях, получается 20 (!) личных побед лётчика и 2 групповые ! А указывает он только на 19. Можете пересчитать сами. Что-то не сходится... ] Если верить информационным источникам интернета, то всего звания Героя Советского Союза по различным причинам было лишено 78 человек (ещё 85 - звания Героя Социалистического труда), в том числе - не менее 30 авиаторов. Кроме того, Указы о присвоении звания Героя Советского Союза на 36 человек были отменены. Востановлены в звании Героя Советского Союза были около 20 авиаторов. Довольно полную информацию по этой теме можно прочитать в книге В. Н. Конева - "Герои без "Золотых Звёзд" (Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", Москва, 2008 год.) |
Дополнительная информация о А. А. Шилкове.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |