КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шаманов Иван Гаврилович |
Родился 25 Сентября 1908 года в городе Смоленске, в семье рабочего. Окончил 10 классов. С 1927 года Иван Шаманов в Красной Армии. В 1928 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков. С 1933 года пилот гражданской авиации. Работал в Якутии лётчиком - аэрофотосъемщиком. В 1941 году призван в армию Якутским ГВК. С Апреля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1943 года командир звена 1-го Гвардейского минно - торпедного полка (8-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) Гвардии капитан И. Г. Шаманов совершил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта. В воздушных боях сбил 8 самолётов противника. 22 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 240 успешных боевых вылетов, потопил 8 судов. С 1948 года Гвардии майор И. Г. Шаманов - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 18 Марта 1982 года. Иван Шаманов родился 25 Сентября 1908 года в деревне Новосельцы Смоленского района Смоленской области в семье рабочего. Окончил среднюю школу. Затем поступил на лесопильный завод в Смоленске и одновременно учился на курсах по подготовке в ВУЗ. В 1927 году призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в городе Борисоглебске. По окончанию школы до 1933 года служил в авиационных частях Красной Армии. В 1933 году демобилизован. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота, был лётчиком транспортного самолёта, а затем командиром авиационного отряда. С 1933 по 1936-й годы Шаманов каждую ночь летал по маршруту Москва - Харьков со свежими номерами газеты "Правда". Затем вместе со штурманом М. В. Лориным работал в Якутии в интересах Главного управления геодезии и картографии при Совете Народных Комиссаров СССР, был лётчиком - аэрофотосъёмщиком. С началом Великой Отечественной войны Шаманов и Лорин подали заявления в Якутский районный военкомат об отправке на фронт. Но только после личной встречи с генералом Жавороковым в Москве, Лорин был направлен на Балтийский флот, а Шаманов - в запасной полк. После переучивания на бомбардировщик ДБ-3 весной 1942 года Шаманов наконец получил направление в фронтовую часть. В Апреле 1942 года Лейтенант И. Г. Шаманов прибыл в 1-й Гвардейский минно - торпедный авиационный полк командиром экипажа ДБ-3, а штурманом в его экипаже стал старый товарищ - Михаил Лорин. Как только начались сражения по прорыву блокады Ленинграда его экипаж, наравне с другими Гвардейцами, наносил мощные бомбовые удары по долговременной обороне противника. Вместе с первым орденом Красного Знамени Шаманову и Лорину вручили медали "За оборону Ленинграда". От вылета к вылету росло мастерство лётчика торпедоносца. В ночь на 29 Мая 1943 года Шаманов и Лорин поднялись в небо. В Рижском заливе они обнаружили и потопили транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Днём позже экипаж бомбардировал укреплённый пункт противника. Первым в полку Шаманов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 4 Сентября 1943 года лётчики полка отправили на дно 7 вражеских транспортов. Один из них, водоизмещением 7000 тонн, был на счету экипажа Шаманова. Через 10 дней снова победа в крейсерском полёте: потоплен транспорт, охраняемый сторожевым кораблем и катерами. За короткий срок бывший гражданский лётчик стал мастером торпедных атак. Гвардии капитан Шаманов к Сентябрю 1943 года совершил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта и был представлен к званию Героя Советского Союза. Не менее успешно Шаманов наносил удары и по наземным объектам врага. Совершая в ночь по 2 - 3 вылета, он наносил захватчикам тяжёлые потери в живой силе и технике. 19 Сентября 1943 года сквозь сильный зенитный огонь лётчик прорвался к железнодорожной станции Волосово, где находились крупные склады горючего и боеприпасов, снабжавшие немецкие войска под Ленинградом. В результате меткого бомбометания в районе станции были отмечены сильные взрывы и возникло несколько очагов пожара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитану Ивану Гавриловичу Шаманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2764). Бои продолжались, рос и боевой счёт лётчика. 24 Августа 1944 года - транспорт из состава конвоя, 15 Сентября - одиночный транспорт юго - западней Либавы, 23 Сентября - транспорт, эвакуирующий немцев из Таллина. Гвардии капитан Шаманов был назначен командиром эскадрильи, в Октябре 1944 года награждён орденом Красного Знамени. Приходилось не только воевать, но и учить. Осенью 1944 года, чтобы улучшить подготовку, в полку была организована учёба штурманского состава. Самолёт Шаманова стал "летающей лабораторией". В роли наставников выступал Лорин. Опытный экипаж ввёл в строй не мало молодых штурманов и лётчиков. Значительная часть полётов Шаманова и Лорина приходилась на чисто морскую войну - торпедные и бомбовые атаки на коммуникациях, постановка минных заграждений. Но Гвардейцы бомбили и наземные цели, почти все опорные пункты противника от Финского залива до Пруссии. Красногвардейск, Нарва, Урицк, Ропша, Котка, Хельсинки, Таллин, Либава, Кёнигсберг, Пиллау - это далеко не полный перечень тех мест, над которыми под интенсивным вражеским огнём выполнял задание экипаж Шаманова. В конце 1944 года командира 3-й эскадрильи Шаманова с повышением назначили в учебный полк. Но он просил вернуть его на фронт. Нашли такое решение: Шаманова назначили лётчиком - инструктором штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а практически он оставался Гвардейцем - торпедоносцем. Продолжал лететь на боевые задания. Всего за годы Великой Отечественной войны Гвардии капитан И. Г. Шаманов совершил 240 успешных боевых вылетов и потопил 8 вражеских транспортов. Следует отметить, что начав войну на самолётах ДБ-3 различных вариантов лётчики 1-го ГвМТАП закончили её летая на американских "Бостонах" (Duglas A-20G). В годы Великой Отечественной войны в советской авиации служило около 3000 этих двухмоторных бомбардировщиков - различных вариантов от DB-7 до A-20J, но самым массовым были модели "G" - их было 1441. Самолёт A-20G из состава 1-го Гвардейского МТАП ВВС КБФ. 1944 - 1945 годы. В основном самолёты использовались в качестве фронтовых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Однако некоторые лётчики морской авиации использовали A-20G и в качестве истребителя. Мощное вооружение, установленное в носу (4 х 20-мм пушки и 2 х 12,7-мм пулемёта) позволяло ему успешно бороться с летающими лодками и транспортными Ju-52. К концу войны экипаж И. Г. Шаманова сбил в воздушных боях не менее 8 самолётов противника, сколько из них на личном счету пилота - неизвестно. Однако, в отличии от самолёта ДБ-3, пилот "Бостона" мог уже и сам вести огонь по противнику, а не только полагаться на своих стрелков. С 1948 года Гвардии майор И. Г. Шаманов - в запасе. Он вернулся в Гражданскую авиацию, но с 1956 года по состоянию здоровья оставил лётную работу. Жил в Москве, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института. Скончался 18 Марта 1982 года. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |