КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шипов Александр Павлович |
Родился 8 февраля 1916 года в Москве, в семье рабочего. В 1935 году окончил Московский техникум точной механики. С 1935 года Александр Шипов в Военно - Морском Флоте. В 1937 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётиков. С июня 1943 года старший лейтенант А. П. Шипов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Севере. К октябрю 1944 года штурман 20-го истребительного авиационного полка (14-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) капитан А. П. Шипов совершил 68 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил 11 самолётов противника и 1 повредил. 5 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны капитан А. П. Шипов выполнил около 70 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника (включая 3 предположительно). После войны продолжал службу в ШФ. В 1959 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1964 года генерал - майор авиации А. П. Шипов - в запасе. Жил в Москве. Работал в научно - исследовательской организации. Умер 1 июня 1971 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды (дважды); медалями. Летом 1944 года авиация Северного флота ведёт интенсивные налёты на немецкие караваны, военно - морские базы и другие объекты противника. Мы получили приказ: "Шестёркой самолётов Ил-2, топмачтовым бомбометанием уничтожить транспорт противника, идущий с эскортом в район Варангер - Фиорда". Шестёрку Ил-2 повёл капитан Катунин, группу истребителей прикрытия возглавил я. Весь лётный состав совместно изучил и проработал задание. Особенно детально были отработаны: маршрут и профиль полёта, место сбора после атаки, сигналы управления. Прикрытие было два к одному: на 6 самолётов Ил-2 - 12 самолётов Як-9. Поэтому, кроме основной задачи по прикрытию, на каждую пару истребителей возлагалась обязанность - следить за одним определённым самолётом Ил-2. В случае выхода самолёта Ил-2 из строя эта пара обязана была перейти в непосредственное прикрытие его. После взлёта все самолёты собрались на кругу, над своим аэродромом, и бреющим полётом пошли вдоль Кольского залива и далее в 30 - 35 км от береговой черты. Истребители при наборе высоты летели четвёрками, причём в 60 - 70 км от цели заняли следующий боевой порядок: группа непосредственного прикрытия - первая четвёрка шла с самолётами Ил-2 на удалении 100 - 150 метров с превышением 100 - 150 метров; вторая четвёрка - ударная группа - сзади на 200 - 250 метров и с превышением 400 - 500 метров; я с резервной четвёркой маневрировал позади всей группы с небольшим превышением над всеми. За 10 - 15 км до цели в 600 - 700 метрах справа от нас на одной высоте внезапно показались 4 истребителя противника. Предупредив всех по радио о появлении противника, я приказал одной паре из второй четвёрки отвернуть в сторону немцев и связать их боем. В это время снизу подходили ещё 4 истребителя противника. Эту четвёрку я приказал атаковать паре, оставшейся от нашей второй четвёрки. Самолёты Ил-2 перешли в атаку, начав топмачтовое бомбометание. Как и следовало ожидать, сверху появилась ещё шестёрка истребителей противника, с которой звено резерва под моим командованием завязало бой. Одновременно я приказал первой четвёрке Як-9 (группа непосредственного прикрытия) идти непосредственно с самолётами Ил-2, так как на выходе из атаки и непосредственно над кораблями были ещё самолёты противника. Завязался воздушный бой 14 истребителей противника с 12 Як-9 и 6 Ил-2. Ведя воздушный бой, я старался главным образом не упустить из виду самолёты Ил-2, чтобы в случае необходимости оказать им помощь; одновременно я стремился занять такое положение, которое обеспечивало бы мне наблюдение за ходом воздушного боя. Находясь несколько выше и видя весь ход боя, я мог оказывать помощь дерущимся. Ведущий самолётов Ил-2 сообщил мне по радио и дублировал условными ракетами выход из атаки, уход к месту сбора. Его сообщения я повторил по радио своим истребителям и приказал им оттягиваться в сторону штурмовиков. Бой продолжался поблизости от них. Огнём своих пушек и пулемётов самолёты Ил-2 по возможности помогали нам. Так было достигнуто взаимодействие Ил-2 в совместном групповом бою с Як-9. Обеспечение безопасности полёта Ил-2 было нашей основной задачей, я в процессе всего боя напоминал своим истребителям о том, чтобы они не теряли самолёты Ил-2 из виду и не увлекались боем. В этом вылете был потоплен один транспорт и сбито 3 самолёта противника. Мы вернулись без потерь. Таким образом, моральное превосходство наших лётчиков, хорошая проработка задания на земле и непосредственная договорённость между лётчиками Ил-2 и Як-9 при правильном руководстве и распределении сил в воздушном бою обеспечили успех. Список всех известных побед капитана
А. П. Шипова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |