Шипов Александр Павлович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шипов Александр Павлович

Шипов Александр Павлович

Родился 8 февраля 1916 года в Москве, в семье рабочего. В 1935 году окончил Московский техникум точной механики. С 1935 года Александр Шипов в Военно - Морском Флоте. В 1937 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётиков.

С июня 1943 года старший лейтенант А. П. Шипов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Севере.

К октябрю 1944 года штурман 20-го истребительного авиационного полка  (14-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Северного флота)  капитан А. П. Шипов совершил 68 боевых вылетов, в 21 воздушном бою сбил 11 самолётов противника и 1 повредил.

5 ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны капитан А. П. Шипов выполнил около 70 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника  (включая 3 предположительно).

После войны продолжал службу в ШФ. В 1959 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1964 года генерал - майор авиации А. П. Шипов - в запасе. Жил в Москве. Работал в научно - исследовательской организации. Умер 1 июня 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Летом 1944 года авиация Северного флота ведёт интенсивные налёты на немецкие караваны, военно - морские базы и другие объекты противника.

Мы получили приказ: "Шестёркой самолётов Ил-2, топмачтовым бомбометанием уничтожить транспорт противника, идущий с эскортом в район Варангер - Фиорда". Шестёрку Ил-2 повёл капитан Катунин, группу истребителей прикрытия возглавил я. Весь лётный состав совместно изучил и проработал задание. Особенно детально были отработаны: маршрут и профиль полёта, место сбора после атаки, сигналы управления. Прикрытие было два к одному: на 6 самолётов Ил-2 - 12 самолётов Як-9. Поэтому, кроме основной задачи по прикрытию, на каждую пару истребителей возлагалась обязанность - следить за одним определённым самолётом Ил-2. В случае выхода самолёта Ил-2 из строя эта пара обязана была перейти в непосредственное прикрытие его.

После взлёта все самолёты собрались на кругу, над своим аэродромом, и бреющим полётом пошли вдоль Кольского залива и далее в 30 - 35 км от береговой черты. Истребители при наборе высоты летели четвёрками, причём в 60 - 70 км от цели заняли следующий боевой порядок: группа непосредственного прикрытия - первая четвёрка шла с самолётами Ил-2 на удалении 100 - 150 метров с превышением 100 - 150 метров; вторая четвёрка - ударная группа - сзади на 200 - 250 метров и с превышением 400 - 500 метров; я с резервной четвёркой маневрировал позади всей группы с небольшим превышением над всеми.

За 10 - 15 км до цели в 600 - 700 метрах справа от нас на одной высоте внезапно показались 4 истребителя противника. Предупредив всех по радио о появлении противника, я приказал одной паре из второй четвёрки отвернуть в сторону немцев и связать их боем. В это время снизу подходили ещё 4 истребителя противника. Эту четвёрку я приказал атаковать паре, оставшейся от нашей второй четвёрки. Самолёты Ил-2 перешли в атаку, начав топмачтовое бомбометание. Как и следовало ожидать, сверху появилась ещё шестёрка истребителей противника, с которой звено резерва под моим командованием завязало бой. Одновременно я приказал первой четвёрке Як-9   (группа непосредственного прикрытия)  идти непосредственно с самолётами Ил-2, так как на выходе из атаки и непосредственно над кораблями были ещё самолёты противника. Завязался воздушный бой 14 истребителей противника с 12 Як-9 и 6 Ил-2.

А.П.Шипов.

Ведя воздушный бой, я старался главным образом не упустить из виду самолёты Ил-2, чтобы в случае необходимости оказать им помощь; одновременно я стремился занять такое положение, которое обеспечивало бы мне наблюдение за ходом воздушного боя. Находясь несколько выше и видя весь ход боя, я мог оказывать помощь дерущимся.

Ведущий самолётов Ил-2 сообщил мне по радио и дублировал условными ракетами выход из атаки, уход к месту сбора. Его сообщения я повторил по радио своим истребителям и приказал им оттягиваться в сторону штурмовиков. Бой продолжался поблизости от них. Огнём своих пушек и пулемётов самолёты Ил-2 по возможности помогали нам. Так было достигнуто взаимодействие Ил-2 в совместном групповом бою с Як-9.

Обеспечение безопасности полёта Ил-2 было нашей основной задачей, я в процессе всего боя напоминал своим истребителям о том, чтобы они не теряли самолёты Ил-2 из виду и не увлекались боем. В этом вылете был потоплен один транспорт и сбито 3 самолёта противника. Мы вернулись без потерь.

Таким образом, моральное превосходство наших лётчиков, хорошая проработка задания на земле и непосредственная договорённость между лётчиками Ил-2 и Як-9 при правильном руководстве и распределении сил в воздушном бою обеспечили успех.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)
*     *     *

Список всех известных побед капитана А. П. Шипова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
109.07.1943 г.1  Ме-109мыс Эккере  (предположительно)Як-1, Р-39 "Аэрокобра".
225.07.1943 г.2  Ме-109Вардэ
318.08.1943 г.1  Ме-109губа Мотка - мыс Корабельный
422.08.1943 г.1  Ме-109аэродром Луостари
526.08.1943 г.1  Ме-109Вайтолахти
603.11.1943 г.1  Ме-109Кибергнес  (предположительно)
725.11.1943 г.2  Ме-109аэродром Луостари
812.03.1944 г.1  Ме-109Петсамо - Вуоно  (предположительно)
917.03.1944 г.2  Ме-109северо - западнее острова Хейне - Саари
1026.09.1944 г.1  FW-190порт Вадсэ

      Всего сбитых самолётов - 10 + 0  (и 3 + 0 предположительно);  боевых вылетов - около 70.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz