КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шандула Владимир Никифорович |
Родился 6 Августа 1920 года в селе Граково, ныне Чугуевского района Харьковской области (Украина), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе "Красный металлист" в городе Славянск Донецкой области, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году Владимир Шандула окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Маю 1945 года заместитель командиpa эскадрильи 162-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. Н. Шандула совершил 150 боевых вылетов, в том числе 80 на бомбометание, уничтожив значительное количество боевой техники противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 8 истребителей противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1949 году окончил КУОС, командовал авиационным полком. С 1956 года Гвардии полковник В. Н. Шандула - в запасе. Жил в Славянске, преподавал в авиационно - техническом училище ГВФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), медалями. На рассвете 19 Августа 1941 года Младшему лейтенанту Владимиру Шандуле предстояло совершить первый боевой вылет. Молодой лётчик старался казаться спокойным, подражая своему ведущему - командиру эскадрильи. Вот над аэродромом вспыхнула цветная ракета, и одновременно в шлемофоне Владимир услышал команду: "Взлёт !". Не отставая от ведущего, Владимир Шандула набрал высоту, и самолёты легли на курс к автостраде Киев - Житомир. Необходимо было нанести удар по растянувшейся на несколько километров колонне вражеских танков и автомашин. Вслед за ведущим Владимир Шандула спикировал на цель, сбросил бомбы, но когда выходил из пикирования, чтобы занять место в боевом строю, был атакован вражеским истребителем. Его самолёт загорелся. С минуты на минуту мог взорваться бензобак. Младший лейтенант приказал штурману и стрелку - радисту покинуть самолёт. Сам спустился на парашюте последним. Так состоялось боевое крещение Владимира Шандулы, запомнившееся ему на всю жизнь. После непродолжительного лечения он снова вернулся в строй и вместе со своими боевыми друзьями громил врага в небе над Москвой. Однажды Владимир Шандула вылетел в составе звена бомбить железнодорожный узел. Преодолев зону зенитного огня, бомбардировщики вышли на цель и, применив метод "замкнутого круга", спикировали на вражеские железнодорожные составы. Бомбы точно накрыли цель. Заполыхали цистерны с горючим, загорелись вагоны и станционные постройки. Выполнив боевую задачу, лётчики возвратились на свой аэродром. На разборе этого боевого полёта командир части перед строем объявил Владимиру Шандуле и его боевым друзьям благодарность. Много благодарностей получил Владимир Шандула в годы войны. Высокими боевыми наградами отмечен ратный путь лётчика. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. На такой машине сражался с врагами В. Н. Шандула. За участие в Курской битве, освобождении Харькова и Правобережной Украины он награждён 2-мя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3-мя орденами Красной Звезды. Нелегко давались победы в воздухе. Не раз Владимир Шандула возвращался с боевого задания с пробитым фюзеляжем и изрешечёнными плоскостями. Часто по ночам он вместе с механиками и мотористами ремонтировал самолёт, а утром снова улетал на задание. Так было и в начале войны, и в Польше, и в битве за Берлин. Будучи заместителем командира эскадрильи в 162-м Гвардейском Вислинском ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочном авиационном полку, он водил на Берлин большие группы самолётов. За годы войны Владимир Шандула совершил 150 боевых вылетов, сбросил на врага около 125 тонн смертоносного груза. В воздушных схватках с врагом он сбил 2 истребителя лично и ещё 8 - в составе группы. Особо отличился Гвардии капитан В. Н. Шандула в Берлинской операции: 20 раз он бомбил логово врага. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1944 года Владимир Никифорович Шандула удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Более 10 лет отдал В. Н. Шандула военной авиации в мирное время. Но и демобилизовавшись из Военно - Воздушных Сил, он не расстался с лётным делом. Гвардии полковник запаса В. Н. Шандула преподавал в Славянском авиационно - техническом училище Гражданской авиации. Владимир Никифорович не случайно избрал Славянск постоянным местом жительства. Ещё в юные годы он с родителями жил в этом городе. Здесь окончил школу ФЗУ, работал токарем на изоляторном заводе. Славянский аэроклуб дал ему в 1938 году путёвку в Пятый океан. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |