КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шардаков Игорь Александрович |
Родился 19 апреля 1922 года в городе Оханске Пермской губернии в семье рабочего. Окончил 9 классов школы № 23 в Симферополе и аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года ладший лейтенант И. А. Шардаков в действующей армии. По июль 1941 года сражался в составе 126-го ИАП; по август 1941 года - в 402-м ИАП; по октябрь 1941 года - в 29-м ИАП; по январь 1942 года находился в госпитале; с мая 1942 года по март 1945 года - в 5-м Гвардейском ИАП. Воевал на Западном, Степном, Калининском, Юго - Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах. К июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Гвардии старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 8 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Свою последнюю победу командир 3-й эскадрильи 5-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан И. А. Шардаков одержал 14 марта 1945 года, в день отъезда в Академию, сбив на прикрытии Ил-2 истребитель FW-190. Всего выполнил более 200 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил 20 самолётов противника. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского. С 1956 года Гвардии подполковник И. А. Шардаков - в запасе. Жил и работал в Симферополе. Умер 2 августа 1982 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды (дважды); медалями. Воспитанник Симферопольского аэроклуба Игорь Шардаков после окончания военной школы лётчиков служил в строевой части, дислоцировавшейся северо - западнее города Бреста.
Одним из первых в полку он встретил начало Великой Отечественной войны в воздухе. Отходя вместе с наземными частями на восток, познал и горечь отступления и стойкую оборону наших войск под Москвой. Здесь, на дальних подступах к столице, в жестоких воздушных боях с отборными фашистскими лётчиками умножил славу 5-го Гвардейского полка. Сбивая фашистские самолёты под Смоленском, Демянском, Ельней, Ярцевом, Великими Луками, Старой Руссой и Ржевом, штурмуя вражеские аэродромы, доказывал делами свою верность воинскому долгу. Большую помощь получил Шардаков от своих старших наставников - капитанов Василия Найденко и Василия Ефремова. Эти лётчики были командирами эскадрильи - воспитателями и учителями молодых воздушных бойцов. У Ефремова Шардаков научился строгому расчёту и дисциплине в бою, перенял требовательность и внимательность к подчинённым, а главное, к себе. Всегда был опрятен, подтянут, отвечал всегда лаконично - слова он также экономил, как снаряды в бою. Свой боевой счёт открыл в первые же дни войны. Тогда он был рядовым лётчиком. К лету 1943 года стал заместителем командира эскадрильи, кавалером 3-х орденов Красного Знамени. Первую боевую награду получил за боевую работу на Западном и Калининском фронтах. Вторым и третьим орденами Красного Знамени награждён за 9 сбитых самолётов на Юго - Западном фронте. Август 1942 года оказался знаменательным для 5-го Гвардейского полка. Быстро рос счёт сбитых самолётов. Выросло и мастерство лётчиков. 30 августа 2 пятёрки ЛаГГ-3, возглавляемые Василием Гринёвым и Игорем Шардаковым, над линией фронта встретили смешанную группу бомбардировщиков: 8 Ju-87, 6 Ju-88, 4 Do-215 под прикрытием 8 Ме-109. Смешанная группа бомбардировщиков лишний раз доказывала, что у фашистов сорвалось "молниеносное" наступление. Война оказалась затяжной, они потеряли много машин, поэтому вынуждены посылать самолёты разных типов, с разной скоростью полёта. Это сразу определил Василий Гринёв. В первую очередь надо атаковать Dо-215. Они маломаневренные. После выхода из атаки стоит заняться Ju-87. Нельзя пропускать к линии фронта и Ju-88. Спланировав мысленно свой бой, командир группы начал его осуществлять со всей решимостью. Так Григорий Инякин сбил Do-215. Шардаков сумел снизу зайти к Ju-87 и с ходу поразил его. Его примеру последовал Николай Макаренко, умело уничтожив второй Ju-87. Но Ju-88 оказались более крепкими орешками. На них, видно, были опытные лётчики: подстроились ближе друг к другу, чтобы усилить плотность огня своих воздушных стрелков. И всё же Гринёву и Лавренко удалось сбить по одному бомбардировщику Ju-88. Тройка Ме-109 с разных сторон атаковала самолёт Макаренко. Осколки разорвавшихся в кабине ЛаГГ-3 вражеских снарядов срезали ручку управления, ранили лётчика. Пришлось выброситься с парашютом. Когда шёлковый купол наполнился воздухом, Макаренко попытался подскользнуть, однако подтянуть стропы ранеными руками ему не удалось - не хватило сил. После приземления на передовой линии к Макаренко подбежали наши солдаты и на плащ - палатке оттащили его в овраг, затем погрузили на двуколку и отвезли в землянку, где оказали первую помощь... ...Однажды наши лётчики сбили немецкого аса - подполковника. На допросе он заявил, что на этот участок фронта из Берлинской школы высшего пилотажа и воздушного боя прибыла специально подготовленная группа лётчиков, имеющих большой опыт ведения воздушных боев в небе Франции, Бельгии и Норвегии. Фашистские асы вели себя в воздухе самоуверенно, действовали нагло. Василию Зайцеву захотелось встретиться с ними, помериться силами, доказать, что "русские прусских всегда бивали". Вечером Зайцев и комиссар полка провели совещание о предстоящем боевом вылете. С командиром пошли лучшие, наиболее опытные лётчики. Среди них 5 Героев Советского Союза: Василий Ефремов, Григорий Онуфриенко, Александр Кондратюк, Павел Песков. Ведущим группы был сам Василий Зайцев. На другой день, едва только занялся рассвет, Гвардейцы прибыли на аэродром и разошлись по машинам. Усаживаясь в самолёт, Зайцев с улыбкой оглядел своих орлов. Он первым запустил мотор, проверил его работу на максимальных оборотах, затем дал команду убрать колодки. Поднялись в воздух. Подошли к линии фронта. Разделившись на 2 четвёрки, они вышли к окраинам русского города. Внизу лежали дымящиеся развалины, на спокойной поверхности Волги то и дело вставали пенистые султаны: немцы обстреливали переправы. И вот, словно по уговору, в небе появилась шестёрка Ме-109. По команде Зайцева четвёрка самолётов, шедшая за ним в первом эшелоне, бросилась на немцев. Те резко пошли вверх, чтобы занять выгодную для себя позицию. Но не тут-то было ! Зайцев и Ефремов нагнали их с такой быстротой, какой никак не ожидали надменные асы. Два "Мессера" тут же попали под огонь пулемётов и пушек наших лётчиков. Вражеские самолёты упали, объятые пламенем. Фашисты вызвали на помощь ещё 10 "Мессеров". Завязалась ожесточённая схватка. Взаимные атаки следовали одна за другой. В воздухе образовалась карусель из 22 машин. В ходе боя 2 наших самолёта были подбиты, а лётчики ранены. Они покинули неуправляемые машины и опустились на парашютах. Теперь против 14 немецких самолётов осталось только 6 советских. Но Гвардейцы и не думали отступать. Зайцев уверенно вёл бой, командовал, направлял. Как всегда в минуты крайней опасности, Василия охватывало чувство дерзкой отваги, страстное стремление победить во что бы то ни стало. Вот он с предельной скоростью ринулся навстречу немецкому асу. Матёрый фашистский волк, видимо, решил принять лобовую атаку и тоже держал курс на Зайцева. Самолёты с рёвом неслись друг на друга. Ближе, ближе... Это уже был бой нервов. В самый последний момент, когда катастрофа казалась уже неизбежной, немецкий самолёт резко изменил курс. Зайцев без промедления прошил "Мессершмитт" меткой пулемётно - пушечной очередью. Самолёт берлинского аса накренился. Лётчик попытался было восстановить горизонтальный полёт. Но, получив дополнительную очередь, "Мессер" загорелся и стал падать на нейтральную полосу. Залп реактивных миномётов накрыл его. А бой продолжался. Атаки, огонь, рёв моторов. Ещё одного самолёта недосчитался враг. Уцелевшие немецкие лётчики поспешно стали выходить из боя, удирая за линию фронта. Политуправление ВВС выпустило листовку с описанием подробностей и результатов этого боя. А некоторое время спустя лётчики Лавейкин, Романов и Шардаков сбили ещё по одному Ме-109 из группы фашистских асов. 26 сентября из штаба фронта в полк пришла телеграмма: "Командование ВВС и наземных войск Калининского фронта боевую работу наших лётных подразделений оценивает как отличную. Боевое задание в течение дня выполнено на отлично, за что ведущим групп тов. Зайцеву, Ефремову, Шардакову, Балалуеву, Фёдорову, Разоренову, Чертову и всему личному составу, участвовавшему в боевой работе, объявить благодарность". 15 декабря 1942 года 5-й Гвардейскиы ИАП в составе 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й Воздушной армии приступил к боевой работе в средней излучине Дона. 16 декабря войска Юго - Западного фронта перешли в наступление. В первые часы операции авиация не смогла поддержать войска, которые, встретив упорное сопротивление противника, продвигались медленно. Но в середине дня, когда распогодилось, эскадрильи штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей обрушили бомбовые удары на оборону противника и его тыл. Совместно с наземными частями 1-й Гвардейской армии, 6-й армии, 4-го гвардейского танкового корпуса Юго - Западного фронта полк принял участие в разгроме войск немецко - итальянских армий в среднем течении Дона, а также в воздушной блокаде окруженной группировки в районе Сталинграда. В 207-ю истребительную авиадивизию, кроме 5-го Гвардейского ИАП, входили ещё 2 истребительных полка на "Яках". Их возглавляли опытные командиры М. В. Кузнецов и С. Л. Индык. Позднее эти полки стали 106-м и 107-м Гвардейскими. Первым в полку счёт сбитых вражеских самолётов на Юго - Западном фронте открыл Гвардии старший лейтенант Игорь Шардаков. Встретив при патрулировании в районе Новая Калитва 4 Ме-109, он смело атаковал ведущего группы. Остальных связали боем Виталий Попков и Николай Макаренко. После первой меткой атаки Шардакова вражеский самолёт на высоте 300 метров перевернулся на спину и врезался в землю. Опасаясь разделить участь ведущего, остальные Ме-109 удрали. 4 января 1943 года командир полка приказал Игорю Шардакову и недавно прибывшему в полк молодому лётчику лейтенанту Петру Борсуку перегнать 2 самолёта с тылового аэродрома на аэродром Радченское. Утром 5 января они вылетели на Ла-5. Но приёмники на заданную на этот день радиоволну не настроили, полёт продолжали без должной осмотрительности. В районе Богучара на большой высоте за ними увязались 2 Ме-109, которые при подходе к нашему аэродрому, прикрываясь солнцем, стали заходить в хвост самолёта лейтенанта Борсука для атаки. И когда Шардаков уже приземлился, в эфир с наземной радиостанции немедленно понеслось предупреждение лётчику о грозящей ему опасности. По тревоге пошли на взлёт 2 пары самолётов дежурного звена. Но... было уже поздно. Атака со стороны солнца, сзади, справа на пикировании была скоротечной, наш самолёт загорелся. Пламя перекинулось на мотор и кабину. "Лавочкин" рухнул на восточной окраине деревни. Взрыв бензобаков поднял вверх столбы густого чёрного дыма, который тут же заволок чистое небо. К месту пожара нельзя было подойти ближе, чем на 15 - 20 шагов. Полыхал огонь, рвались снаряды. Наконец удалось с большим трудом извлечь из обломков обугленное тело Петра Борсука. В тот же день командир полка Зайцев долго беседовал со всеми, детально анализируя причины трагической гибели лётчика. Разобрал различные способы наблюдения за воздушной обстановкой при следовании к цели, при ведении группового боя, при выходе из него и возвращении на аэродром. Предупреждал, что опаснее всего для воздушного бойца неосмотрительность. Есть люди, которые храбро дерутся, умело маневрируют в воздушном бою, метко поражают противника. Но вот бой заканчивается, враг бежит, и молодой лётчик, упоенный победой, забывает об осторожности. Только этого и ждёт фашистский "охотник". Выйдя из боя и спрятавшись в облаках, он ищет случая, чтобы "из-за угла" ударить того, от кого только что бежал. Надо быть готовым в любую минуту к встрече с врагом. Опытный истребитель чувствует в полёте всю глубину неба, как говорят, видит на все 360 градусов. Вот тогда он может своевременно принять разумное решение, упредить внезапную атаку. - Кто не умеет видеть в воздухе, тот не истребитель, а летающая мишень, - этими словами закончился подробный разбор. Гибель Петра Борсука многому научила лётчиков, послужила уроком не только полку, но и всей дивизии. И надолго запомнилась всем. 11 февраля советские танки с ходу заняли важный узел железнодорожных и шоссейных дорог Красноармейское, а части 1-й Гвардейской армии вошли в город Красный Лиман. На правом фланге фронта наши войска, взламывая оборону, продвинулись вперед на 250 километров. Передовые части фронта вышли к Днепропетровску и Синельниково. По 3 - 4 боевых вылета делали ежедневно наши лётчики, обеспечивали прикрытием наземные войска, штурмовую и бомбардировочную авиацию. В битве за Донбасс приходилось ежедневно вести воздушные бои, и каждый раз они выходили победителями. Всего за февраль было сбито 39 самолётов противника. 4 февраля четвёрка Ла-5 с ведущим Шардаковым, прикрывая переправы через реку Северный Донец в районе Звановка, встретила 6 немецких бомбардировщиков. Лётчики смело атаковали Не-111, разбили строй, а затем стали уничтожать их поодиночке. Двух сбили. Гвардии лейтенант Кильдюшев, преследуя одного, беспрерывно атаковал его, несколько раз зажигал моторы, но фашисту удавалось сбить пламя. Увлекшись, Гвардеец загнал врага далеко за линию фронта. "Хейнкель-111", дымя моторами, перешёл на бреющий полёт. При 4-й атаке сбросил бомбы, чтобы уйти от истребителя. Кильдюшев висел на хвосте Не-111, повторял все его маневры, обстреливая короткими очередями. Он убил стрелка, затем штурмана. Продолжая преследование, ещё раз нажал на гашетки. Однако пушечных выстрелов не последовало: кончился боекомплект. Тогда Гвардеец уничтожил врага таранным ударом. Эти же вечером его, комсомольца, уроженца Кубани, приняли в кандидаты партии. К этому времени Гвардии лейтенант Кильдюшев провёл 10 воздушных боёв, сбив 6 самолётов противника. 5 августа 1943 года в столице нашей Родины прогремел первый артиллерийский салют в честь воинов, освободивших Белгород и Орел. В этот же день в 5-й Гвардейский авмаполк прилетел командир корпуса генерал Аладинский, чтобы вручить отличившимся воинам полка ордена и медали. На правом фланге строя чуть колышется алое полотнище, овеянное славой Гвардейское знамя. Первым получает орден Отечественной войны 1-й степени заместитель командира полка по политчасти. Лётчикам И. Шардакову, А. Мастеркову и В. Попкову вручают сразу по 2 ордена. Награждаются И. Лавейкин, Н. Дмитриев, А. Беляков, И. Лавренко, Н. Григорьев, П. Горбатов, В. Комаров и другие. Всего 35 человек получили правительственные награды в этот день. Генерал по-отцовски обнимал награждённых, желал каждому из их новых успехов в боевой работе. Шардаков был не только мастером воздушного боя. Это был ещё и прирождённый разведчик: недаром его звали "глазами полка". Задание на выполнение полёта на разведку поручалось, как правило, опытным лётчикам, с хорошей лётной подготовкой, развитой смекалкой. Разведчику во вражеском тылу приходится встречаться с истребителями противника. Здесь важно, не ввязываясь в бой, оторваться от них или обойти стороной, чтобы непременно выполнить порученное задание. Объекты разведки зачастую прикрыты сильным зенитным огнём, и лётчику приходится прорываться сквозь плотный огненный заслон. Шардаков попал как-то в зону сильного огня зенитной артиллерии противника. Казалось, из огненного ада уже не выбраться. Его выручила хитрость. Делая вид, что машина подбита, он с высоты 2000 метров пошёл вниз. Вышел из пикирования на высоте 150 метров. Вражеские зенитки прекратили огонь, и Шардаков благополучно ушёл на бреющем полёте. Особенно опасна воздушная разведка с фотографированием вражеских аэродромов и передовой: высота строго заданная, скорость постоянная, курс определённый. В этих условиях разведчик представляет собой хорошую мишень. И не случайно по ней наровит стрелять каждый, кому ни лень. Зная ограничения, накладываемые на полёт разведчика, любой фашистский истребитель не прочь вступить с ним в бой. Труд воздушного разведчика тяжёл и сложен. И не всякий хороший истребитель может быть хорошим разведчиком. Ведь ему мало уметь отлично пилотировать машину, мастерски и смело бросаться в бой. Разведчик обязан иметь острые глаза, замечать всё, что делает враг, распознавать его намерения, разгадывать его маневр. Вот только один пример. Однажды Шардакову поставили задачу произвести фотосъёмку двух аэродромов противника. Это значит, над целями нужно было пройти на небольшой высоте, при постоянных скорости и курсе. А такой самолёт - лучшая мишень для зенитчиков. Прикрывало Шардакова звено ЛаГГ-3. На высоте 3000 метров наши лётчики обошли группировку немцев с севера, затем пересекли линию фронта левым разворотом со снижением. Ещё при подходе к цели Шардаков снизился до заданной высоты, установил нужные для фотографирования курс и скорость. Три его товарища шли выше, оберегая разведчика от атак истребителей врага. В воздухе спокойно. Зенитки на аэродроме тоже молчат. Лётчик включил фотоаппарат. В каждую секунду - десятки кадров. Но и враг ожил - затрещали зенитки разных калибров. Снаряды рвутся почти рядом. Их много... Представьте себе на минуту одного истребителя, вынужденного без маневра лететь среди десятков разрывов на заданных высоте, скорости и курсе. Повернуть бы ему чуть в сторону от огневой трассы, и было бы хорошо; или ударить по вражеской батарее... Но этого делать нельзя: плановая съёмка требует строго установленного режима полёта. Надо во что бы то ни стало выждать немного - ещё 5 секунд. А чёрные шапки разрывов плотным кольцом окружают самолёт. Секунды кажутся вечностью. Но и у вечности есть конец, Шардаков резким правым разворотом со снижением выходит из зоны обстрела и берёт курс на следующий аэродром. Здесь картина повторяется снова: опять заданные курс, высота, скорость, опять зенитный огонь врага губительный, ураганный. Как сумеет выйти из этого кромешного ада, одному ему известно. При разрыве одного из снарядов градом раскалённых осколков обдало самолёт Шардакова. "Лавочкин" сильно тряхнуло. Но лётчик с удивительным необычайным хладнокровием вёл фотосъёмку. Руки и ноги его продолжали удерживать машину на точно заданном курсе. Красные и фиолетовые шарики "эрликонов", словно бусины, одна за другой бежали в его направлении. Некоторые прошли совсем близко. Выстоял наш лётчик. Задание выполнено, пора домой... Самолёты на максимальной скорости спешат на базу. Там их ждут. Вот и аэродром. Шардаков садится первым, остальные обеспечивают его посадку от внезапных нападений вражеских истребителей. На земле техники насчитали более 30 осколочных пробоин в плоскостях и фюзеляже истребителя - разведчика. Пройдёт немного времени, и дешифровщики фотоплёнки не только подсчитают число и типы самолётов, окопы, доты, но и перенесут их расположения на крупномасштабные карты, которые затем будут переданы истребительным, штурмовым и бомбардировочным частям. Шардакову удавалось привозить такие замечательные кадры, что и профессиональные фотостудии могли бы позавидовать качеству его снимков. А сейчас, достав свою потрёпанную лётную карту, Игорь подробно докладывает начальнику штаба полка Калашникову всё, что он успел увидеть своими глазами. Начальник штаба доволен. Сделав последние сокращенные записи в блокноте, он похвалил Шардакова и заключил: "Орлиные у тебя глаза, товарищ старший лейтенант". И с этим определением нельзя было не согласиться. "Как одному из лучших лётчиков полка Шардакову поручали самые сложные задания по штурмовке и сковыванию аэродромов противника. Как правило, на задания он ходил ведущим группы и своими грамотными действиями наносил большой урон врагу..." - Так характеризовался Шардаков при представлении его к высшей награде - званию Героя Советского Союза. 8 сентября 1943 года, в день освобождения Донецкого бассейна от немецко - фашистских захватчиков, голос диктора принёс по радио радостную весть: "За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Гвардии лейтенантам Попкову В. И., Сытову И. Н., Гвардии старшему лейтенанту Шардакову И. А." 31 августа 1944 года Гвардии капитан Шардаков во главе шестёрки Ла-5 прикрывал штурмовиков Ил-2, действовавших на Сандомирском плацдарме. У цели из облачности появились 4 Ме-109. Один из них, не задумываясь, пошёл в атаку на штурмовиков. Шардаков в паре с Трутневым резко развернули свои машины, чтобы пресечь намерение фашистов. Вот дистанция сократилась до 200 метров. Враг заметил нависшую угрозу и ввёл свой истребитель в так называемый "королевский" боевой разворот, которым владели только асы. "Лавочкины" неотступно преследовали его, и, когда "Мессершмитт" оказался в положении вверх колёсами, Шардаков с вертикали дал короткую очередь. Шквал огня обрушился на Ме-109. На его капоте мотора разорвалось несколько пушечных снарядов. Выйдя из боевого разворота, наша пара устремилась в лобовую атаку на оставшиеся вверху вражеские машины, но те ретировались в облака. Когда наши истребители возвратились на аэродром, Шардаков собрал лётчиков и кратко разобрал результаты боевого вылета. Подошёл капитан Григорий Яковлев - заместитель начальника штаба полка по оперативной части. Записал в блокнот всё услышанное, чтобы затем доложить в штаб дивизии. Под конец спросил Шардакова. - А что стало с тем Ме-109, которого вы атаковали ? - К сожалению, сам я не видел. Но лётчик Полунин подтверждает, что "Мессершмитт" был сбит. Да вы сами спросите его. Так и доложили в дивизию, что в бою Шардаков атаковал один "Мессер", но результата не наблюдал. Это было 31 августа, а 4 сентября во время ужина в столовую доставили "трофей" - фашистского лётчика. Как оказалось, одна из пушечных очередей Шардакова попала в заливной бензобачок, самолёт загорелся. Фашист покинул машину на последнем своём "королевском" развороте... 11 февраля 1945 года шестёрка "Лавочкиных" - ведущий Шардаков, лётчики Павел Куделя, Иван Артамонов, Михаил Подгорный, Александр Бузункин и Дмитрий Штоколов - успешно проштурмовали вражеские самолёты на аэродроме Шпроттау. Наблюдали 3 больших взрыва, 1 самолёт загорелся, более 10 было повреждено. 14 марта лётчики провожали на учёбу в академию командира 3-й эскадрильи Гвардии капитана Шардакова. Это было в полдень. А утром, когда в кармане гимнастёрки уже лежало направление, он летал прощаться с небом войны. Возглавив четвёрку Ла-5, сопровождал группу Ил-2 штурмовать укрепление врага и в скоротечном бою сбил свой последний, 20-й по счёту, вражеский самолёт. Количество самолётов, сбитых И. А. Шардаковым, в различных источниках трактуется по-разному. Большинство изданий "советских времён", а также Н. Г. Бодрихин, указывают на 20 личных и 6 групповых побед в 483 боевых вылетах и 80 воздушных боях. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 2 групповые победы лётчика, в 200 боевых вылетах и 25 воздушных боях. Список всех известных побед Гвардии
капитана И. А. Шардакова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |