Шмелёв Илья Васильевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шмелёв Илья Васильевич

Шмелёв Илья Васильевич

Родился 2 августа 1917 года в Москве, в семье рабочего. В 1934 году окончил 7 классов средней школы. Жил в Москве в Товарищеском переулке в доме 22 / 24. Работал школьным инструктором по авиамоделизму, а позже - районным инструктором по авиамоделизму. Одновременно учился в аэроклубе, который окончил в 1938 году. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу имени В. П. Чкалова в 1940 году. Служил в Западном особом военном округе.

С июня 1941 года младший лейтенант Н. В. Шмелёв в действующей армии. По июнь 1942 года служил в составе 282-го ИАП; по ноябрь 1942 года - в 633-м САП; с апреля 1943 года по май 1945 года - в 4-м ИАП. Сражался на Юго - Западном, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах.

К концу мая 1943 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка  (287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  майор Н. В. Шмелёв совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 10 самолётов противника.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 528 боевых вылетов. В 77 воздушных боях сбил 29 самолётов лично и 16 - в группе.

После войны остался служить в ВВС. Окончил Высшие лётно - тактические курсы командиров частей в 1947 году. Командовал авиационном полком. С 1957 года полковник Н. В. Шмелёв - в запасе. Жил в Москве. Умер 25 декабря 1979 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (дважды): медалями.

*     *     *
И.В.Шмелёв с пионерами.

...Юные техники нашей страны хорошо знали этого человека: на всех крупных авиамодельных соревнованиях он всегда был почётным гостем, а зачастую и главным судьёй или руководчтелем команды. Даже в штатском костюме он смотрелся по-военному подтянутым, удивительно ладкым и собранным. Был он немногословен, но весьма категоричен с суждениях, особенно когда речь заходила об авиации. В особо торжественных случаях Илья Васильевич Шмелёв надевал красивый голубой мундир с погонами полковника ВВС и "Золотой Звездой" Героя Советского Союза, а восхищённые мальчишки начинали считать знакомые и незнакомые им боевые ордена.

Возможно, в такие минуты Илья Васильевич вспоминал своё детство, когда он сам так же любовались мундирами лётчиков и орденами. Вспоминал авиамодельный кружок на Красной Пресне, в который пришёл в 1928 году, и планерную станцию на реке Яузе, где он выполнил свой первый в жизни самостоятельный полёт, и "Орлиное гнездо" на горе Клементьева в Коктебеле, откуда Шмелёв вернулся в Москву лётчиком - инструктором. Проработав некоторое время в Дзержинском аэроклубе, он подал заявление в Борисоглебское военное авиационное училище. Вскоре Шмелёв вернулся в Москву новеньком синем кителе, с одним "кубиком" в голубых петлицах и красивым нарукавным знаком, на котором золотые крылья перекрещивались двумя мечами. Шмелёв стал лётчиком - истребителем.

Недолго пробыв в Москве, он уехал к месту назначения, в одну из авиационных частей Западного особого военного округа. Там его и застала война. Там он провёл свой первый воздушный бой, там одержал первую победу...

Вскоре Шмелёв был назначен командиром разведывательного звена 282-го истребительного авиаполка и получил звание лейтенанта. Число сбитых им вражеских самолётов увеличивалось, росло и количество боевых эпизодов, в которых он принимал непосредственное участие... Особенно запомнился один из них...

Это было летом 1941 года, в наиболее тяжёлый период войны. Немецкие войска с боями рвались к Днепру. Обстановка менялась ежечасно, командованию требовались точные разведданные. Именно поэтому и были подняты в воздух лучшие лётчики: только они могли в создавшейся ситуации быстро и с наименьшим риском выполнить задание.

Шмелёв Илья Васильевич

Лейтенант Илья Шмелёв и его ведомый сержант Владимир Разумов возвращались из дальнего разведывательного полёта. Две "Чайки", словно привязанные друг к другу невидимой нитью, летели под самой кромкой облаков, то скрываясь в них, то выныривая в просветы, - это была излюбленная манера Шмелёва при выполнении разведывательных полётов.

Задание они выполняли, применив остроумный тактический маневр: стороной обошли район интенсивных боёв, углубились на несколько десятков километров в расположение немецких войск и вышли в нужный квадрат с запада, из-под солнца, проскочив незамеченными зенитные точки противника.

Шмелёв уже представлял, как зарулит на стоянку, выключит мотор и на привычно озабоченный вопрос авиатехника Феди Захарова немногословно ответит: "Порядок"... Внизу показалась широкая лента реки. Золотой пляж, прозрачная вода, сочная зелень ракитовых кустов на берегу... "Чудеи Днепр при тихой погоде..." - вдруг неожиданно для самого себя продекламировал Шмелёв и осекся: здесь могли быть немецкие зенитки.

...Огненные трассы совершенно неожиданно появились сверху, из-под облака, которое они только что миновали. Истребители противника !   Шмелёв оглянулся на ведомого и резко скользнул в сторону, чтобы уйти из-под огня. В следующее мгновение он заложил глубокий вираж, увидел 4 "Мессера" и понял, что предстоит нелёгкий бой. Одна пара "Мессеров" проскочила мимо и ушла вниз, вторая - наоборот, сделала "горку" и разворачивалась для повторной атаки. Немцы знали, что сравнительно тихоходную, но очень маневренную "Чайку" на горизонтальном вираже сбить трудно. "Будем оттягивать их на свою сторону", - подумал Шмелёв и качнул крылом ведомому.

Бой истребителей с истребителями, если его наблюдать с земли, воспринимается совсем иначе, чем в действительности. Прежде всего потому, что трёхмерность пространства не улавливается человеческим глазом, а надсадный рёв моторов, дробь пулемётных очередей и татаканье автоматических авиационных пушек кажутся всего - навсего шумовым оформлением безобидного спектакля. И, только находясь в воздухе, можно почувствовать настоящее дыхание боя, его предельное напряжение и оценить те высочайшие моральные и физические силы, которые должен проявить лётчик, чтобы выйти победителем из поединка. Но вряд ли думал об этом Шмелёв, а тем более - его ведомый, связав боем 4 фашистских истребителя. Надеясь на лёгкую победу, "Мессеры" атаковали непрерывно и с разных сторон. Но верткие "Чайки" каждый раз неожиданным маневром выходили из-под огня. Положение Шмелёва осложнялось тем, что боекомплект подходил к концу. Правда, под крыльями "Чаек" были ещё реактивные снаряды РС-82...

Поединок И-153 и Ме-109.

Шмелёв быстро разобрался, кто из нападавших немцев наиболее опытен, а потому и опасен. В глазах темнеет от перегрузки, но иначе нельзя: "Мессер" может повиснуть на хвосте, и тогда конец... На какое-то мгновение Шмелёв увидел впереди и чуть выше себя тонкий силуэт фашистского истребителя. Этого было достаточно: "Чайка" вздрогнула, из-под её крыльев вырвалось пламя, и вперёд, оставляя огненный след, понеслись 2 тёмные сигары. Одна из них догнала вражеский самолёт и погасла в его фюзеляже, после чего он вдруг превратился в огромный огненный шар и начал разваливаться на куски. Тем временем и второй "Мессер" под огнём ведомого задрал нос, повалился на крыло и в крутом штопоре пошёл к земле. Другая пара фашистских истребителей больше не появлялась. Так закончился этот неравный бой, навсегда и во всех деталях запомнившийся Шмелёву.

Блестящий воздушный боец, без единой царапины прошедший всю войну - от западной границы до Сталинграда и от Кубани до Прибалтики, умница с внешностью и манерами старого русского интеллигента, Илья Шмелёв был образцом для молодёжи и опорой для командования, человеком, способным самостоятельно решать сложнейшие боевые задачи.

"Даже внешность у него была располагающая - крепкая, широкая в плечах фигура, роскошная чёрная шевелюра и огромная борода", - вспоминал о нём однополчанин дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко.

В июне 1942 года Шмелёв получил назначение в 633-й авиаполк, где пересел с устаревших И-153 и И-16 на современный истребитель Як-1 и стал заместителем командира эскадрильи. Росло его боевое мастерство, и так же быстро возрастало число сбитых им самолётов противника. Серьёзной школой стали для молодого лётчика воздушные схватки в небе Сталинграда.

Затем он принял участие в боях на Северном Кавказе.   Особо отличился летом 1943 года в боях на Кубани, уже в составе 4-го авиаполка. Бывали дни когда Шмелёв сбивал по несколько вражеских самолёта в одном бою.

В полку Шмелёва звали Батей. Это имя ему дали молодые лётчики, которые нашли в Шмелёве внимательного, отзывчивого, терпеливого старшего товарища. Отличный лётчик, мастер воздушного боя, он всегда стремился передать свой боевой опыт другим. А на фронте приобретённый в смертельных сражениях опыт значил особенно много !   От опыта зависел успех боевого вылета, исход воздушного сражения. От опыта зависела и сама жизнь лётчика. Естественно, что новички, да и не только новички, жадно прислушивались к своим более старшим товарищам. И Илья Шмелёв не жалел времени для того, чтобы дать друзьям ценные советы, разъяснить особенности поведения машины в различных условиях, подсказать тот или иной приём воздушного боя.

А когда раздавался сигнал боевой тревоги и группа истребителей стремительно уходила в небо, учёба продолжалась, так сказать, на практике. Ни на секунду не упускал из поля зрения Илья Шмелёв своих ведомых. Сколько раз в эфире раздавался его голос, предупреждая товарища об опасности !   Сколько драгоценных советов подал он своим друзьям в минуты воздушного боя !   И в то же время сам всегда находился в наиболее жарком месте.

528 боевых вылетов совершил за годы войны Илья Васильевич Шмелёв. И многие из них были настоящим образцом самоотверженного служения Родине.

Так, 30 апреля 1943 года, в период боёв на Кубани, 6 наших истребителей во главе с Шмелёвым вылетели на прикрытие войск, наступавших в районе станицы Крымской. Уже в воздухе Шмелёву сообщили, что навстречу идут 35 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Набрав высоту и оставив пару истребителей в прикрытии, он с тремя своими ведомыми немедленно ринулся в атаку. С ходу врезались они в строй бомбардировщиков. И вот уже в прицеле "Юнкерс". Короткая очередь, и бомбардировщик, задымив, клюнул носом, устремившись к земле...

А глаза уже ищут следующего. Лёгкий нажим на педаль, чуть - чуть ручку вправо - и в прицел вписался второй "Юнкерс". Очередь - и бомбардировщик, накренившись, заскользил вниз. Строй самолётов противника рассыпался. Не выдержав стремительной атаки, вражеские лётчики обратились в бегство. Они начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стремясь поскорее освободиться от своего, теперь уже для них самих смертельного груза.

Некоторое время истребители преследовали врага, сбив ещё 4 бомбардировщика. Запас топлива быстро иссяк, и Шмелёв доложил об этом по радио командиру. Но с земли приказали подождать ещё немного. Ожидался подход ещё одной группы.

И верно, через несколько минут появилась новая группа из 25 "Юнкерсов" в сопровождении нескольких истребителей. Набрав высоту, группа Шмелёва снова ринулась в центр вражеского строя. С ходу сбив одного "Юнкерса", Шмелёв на крутом вираже зашёл в хвост другому. Нажим на гашетку - и огненные трассы ринулись к вражеской машине. И ещё один "Юнкерс" рухнул на землю !   А его друзья тем временем, разбившись на группы, столь же смело атаковали другие самолёты противника. Стараясь уйти от прицельного огня, немецкие бомбардировщики повернули на запад.

Только после этого с земли дали разрешение на уход группы из заданного района. Лётчики блестяще выполнили свою задачу: 8 пикировщиков сбили они за этот вылет, 4 из них записал на свой боевой счёт их командир - Илья Шмелёв !

Или другой эпизод. В мае 1943 года, над Геленджиком, сразил он и "полосатого дьявола" - советский истребитель Як-1 с нанесёнными на плоскостях чёрно - белыми полосами. Этот самолёт, пилотируемый немецким лётчиком, вёл воздушную разведку над ближними тылами советских войск и не вступая в схватки с нашими лётчиками, ловко избегал атак. Зенитная артиллерия, принимая его за свой самолёт, молчала. Но хитрость врага была разгадана, и командование поручило Илье Шмелёву сбить этот самолёт.

Несколько дней не покидал лётчик свою машину, но вражеский разведчик не появлялся. Во время одного из налётов немецких бомбардировщиков Шмелёв уступил свой "Як" другому лётчику, самолёт которого был накануне повреждён. И вот когда истребители, отогнав неприятеля, возвращались на остатках горючего и с израсходованным боекомплектом, опять появился вражеский разведчик.

Шмелёв бросился к ближайшему самолёту и взлетел в воздух. Немец пошёл навстречу и открыл огонь. Шмелёв также ответил пулемётной очередью. Машины стремительно сближались, но в последнюю минуту разведчик не выдержал и, отвернув в сторону, проскочил мимо. Шмелёв резко развернул машину, причём в этот момент сорвался прицел и ударил его в голову, оглушив на какое-то мгновение. Придя в себя, лётчик снова увидел противника, который уходил, маскируясь в складках местности.

Прибавив газ до отказа, Илья Шмелёв стал настигать врага, отметив про себя, что машина плохо слушается рулей управления и, вероятно, неисправна. Пулемётная очередь, выпущенная им, прошла мимо цели, а стремительно несущийся "Як" проскочил вперёд. Пришлось снова развернуть машину и начать новую атаку. Теперь для верности Шмелёв скорректировал стрельбу трассирующими снарядами, а затем длинной очередью прошил вражеский самолёт.

И.Шмелёв у своего Як-9, лето 1943 г.

Командир эскадрильи Майор И. В. Шмелёв у своего Як-9.  Лето 1943 года.

Вернувшись на свой аэродром, Шмелёв доложил командиру, что боевое задание выполнено, и добавил, что машина, на которой он летал, очевидно, неисправна и летать на ней нельзя.

- Знаю, что нельзя, - ответил командир, - эта машина находится на ремонте !

Долго потом с улыбкой вспоминали лётчики полка, как Батя на полуразобранной машине "гонял" вражеского разведчика.

16 самолётов врага уничтожил Илья Шмелев во время жарких воздушных боёв на Кубани, в том числе известного немецкого аса летавшего на самолёте с большим "Бубновым тузом" на борту. 29 и 30 апреля провёл сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолётов. Досрочно получил звание майора.

Затем Шмелёв участвовал в боях на Курской Дуге и одержал много новых побед. В числе сбитых им немецких лётчиков были и очень опытные - такие, например, как участник войны в Испании обер-лейтенант Пауль Фриче, летевший на своём "Хейнкеле-111" бомбить Курск. Илья Шмелёв заставил его подорваться на собственных бомбах, так и не достигнув цели. Как сообщала тогда сводка Совинформбюро, "фашистские самолёты к Курску не прорвались".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года майор Шмелёв Илья Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1145).

Позади остались бои за Орёл, впереди было освобождение Брянска. В решении этой задачи большая роль принадлежала соединениям 15-й Воздушной армии, в которой с лета 1943 года воевал 4-й истребительный авиаполк в составе 11-го смешанного авиакорпуса. После освобождения 15 августа 1943 года нашими войсками Карачева, открылась возможность освобождения в ближайшие дни и Брянска. Однако все оказалось намного сложнее. Войска Брянского фронта, наступая 17 - 26 августа, натолкнулись на хорошо подготовленную оборону противника  (это был сильно укреплённый рубеж под названием "Хаген")  и не сумели преодолеть его.

И.В.Шмелёв

Вторично наступление на Брянск было начато 7 сентября. Заговорили Гвардейские миномёты  ("Катюши"), авиация нанесла мощный удар по вражеским узлам обороны. Очевидец тех событий, Б. М. Бугарчев, бывший в те дни штурманом 4-го истребительного авиаполка 11-го смешанного авиакорпуса, так вспоминает об этом:

"Задача была очень ответственная. К её выполнению мы тщательно готовились. Бомбардировщики появились над аэродромом в точно указанное время. Первую девятку сопровождал Герой Советского Союза майор Илья Шмелёв со своей эскадрильей. Через небольшой интервал шла вторая девятка Ил-4, и вслед за ними взлетели ещё 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза майора Алексея Рязанова. Мне досталась 7-я девятка. Когда она появилась над аэродромом, я взлетел с эскадрильей, пристроился к бомбардировщикам, зорко охраняя зоны возможного появления немецких истребителей.... Бомбардировщиков было 81 и 52 истребителя. Противник открыл сильный зенитный огонь. Немецких истребителей не видно. Правда, один FW-190 пытался атаковать, но был мгновенно сбит.

Первая девятка бомбардировщиков сбросила бомбы, затем вторая, третья... Подошла очередь девятки, которую я сопровождал со своими истребителями. Много мне приходилось видеть впечатляющих картин, но такого я ещё не видел...

Когда вся группа бомбардировщиков и истребителей возвращалась домой, по радио мы услышали благодарность нашей пехоты, которая после удара прорвала сильно укреплённый вражеский рубеж и пошла в наступление".

За участие в тех напряжённых боевых вылетах по сопровождению бомбардировщиков дальней авиации и проведённых боях в небе Брянщины, Илья Васильевич Шмелёв был награжден орденом Александра Невского. В наградном листе указывалось:

"Командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка майор И. В. Шмелёв провёл с эскадрильей 72 успешных боевых вылета на Брянском фронте. В воздушных боях эскадрилья сбила 16 самолётов противника. Кроме этого, авиаэскадрильей уничтожено 11 самолётов противника на его аэродромах, 1 зенитная установка, 7 автомашин и до 9 железнодорожных вагонов с воинскими грузами".

За личные смелость и героизм, образцовое руководство боевой работой эскадрильи и нанесение противнику значительного урона в живой силе и технике, приказом командующего 15-й Воздушной армией № 078/н от 25 октября 1943 года, майор И. В. Шмелёв награждён орденом Александра Невского  (№ 4347).

Более того, командирские заслуги отважного лётчика были отмечены и повышением по службе - осенью 1943 года И. В. Шмелёв назначается командиром 4-го истребительного авиационного полка. Начались бои за Керченский полуостров...

В одном из боёв его самолёт был подбит. Перетянув через пролив, на подходе к хутору Гаркуша самолёт загорелся. Шмелёв посадил самолёт, не выпуская шасси. Едва машина коснулась земли, лётчика извлекли из кабины. У Шмелёва оказались ожоги лица, шеи, рук, перелом левого предплечья и правого плеча. Спустя неделю после лечения в госпитале состояние лётчика стало вполне удовлетворительным. Вскоре Илья Шмелёв вернулся в полк.

Много было волнующих эпизодов. На фюзеляже самолёта Ильи Шмелёва росло число алых звёздочек - счёт лично сбитых им вражеских самолётов.

Ещё в июле 1943 года 4-й истребительный авиаполк, где воевал Илья Шмелёв, был перевооружён на самолёты Як-9Т, имевшие 37-мм пушку. На этой машине лётчики полка воевали до конца войны.

Истребитель Як-9Т.

...Сентябрь 1944 года. Идёт наступление, всё вокруг дышит огнём. События в воздухе и на аэродромах мелькают, как кинокадры.

Над Ледмапе, четвёрка Алексея Константиновича Рязанова вела бой с вражескими истребителями, угрожающими группе штурмовиков. Первым добился успеха ведущий пары старший лейтенант Усиков, вторым - Рязанов, третьим - его верный спутник в боях - лейтенант Валерий Шман. А штурмовики спокойно работали над целью.

Шмелёв Илья Васильевич

"Атакуем !" - подал команду майор И. В. Шмелёв своим ведомым, когда большая группа FW-190 приближалась к 10 "Илам". Это было слышно по радио ведущему штурмовиков. "Круг !" - быстро приказал он, и группа начала обработку цели. А неподалёку вспыхнул воздушный бой. За несколько минут штурмовики успели сделать 5 заходов на цель. В воздушном бою сбил противника молодой лётчик Иван Кошевой, потом майор И. В. Шмелёв. Но вот возникла угроза командиру полка Александру Маркову, и Кошевой бросился к нему. Жизнь командира была спасена. Только Кошевому пришлось покинуть самолёт на критической высоте. Все эти лётчики были из 185-й истребительной авиадивизии. Она сражалась здесь под командованием полковника Георгия Николаевича Зайцева.

В начале октября 1944 года, перед боями за Ригу, Шмелёв попросил слова на партсобрании: "После Сталинграда мы, по сути, и не воевали над большими городами. Город-то красивый. Сталинград фашисты в щебень превратили, а этот не успели. Уберечь бы нам Ригу. Вношу предложение: избегать обстрела жилых зданий". Почин Шмелёва был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В боях над Прибалтикой Илья Шмелёв сбил 9 неприятельских самолётов.

Есть документ, который для авиатора особенно дорог, - его личная лётная книжка. Обычно, она сшита крепким шнуром, концы которого скреплены сургучной печатью. Это прядает ей несколько старомодный, но очень внушительный вид. В лётную книжку записана вся жизнь лётчика, проведённая в воздухе; перечислены летательные аппараты, пилотированием которых он овладел; точнейшим образом подсчитан налёт за каждый день, месяц и год. На её страницах отражена боевая деятельность - у военного лётчика, или характер выполняемой работы, если её владелец - лётчик гражданской авиации. Происшествия чрезвычайные и нечрезвычайные. Подписи авиационных начальников, сделанные во время поверок, учений и боевых операций.

Записи в лётных книжках многих наших авиаторов могут послужить сюжетом для увлекательнейших рассказов, повестей и даже романов. Такова, несомненно, и лётная книжка Героя Советского Союза, кавалера пяти орденов Краткого Знамени, полковника в отставке Ильи Васильевича Шмелёва. Вот одна из её завершающих страничек: "Налёт общий на 18 типах планеров и самолётов - 2288 часов. Боевых вылетов в период Великой Отечественной войны - 528. Лично сбитых самолётов - 29 и в групповых боях - 16. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 10 групповых побед лётчика. ]  Аварий и поломок не имеет, летать любит. Охотно и умело передает опыт подчинённым".  Такой лётной книжкой можно гордиться !

...24 июня 1945 года Москва, Красная площадь, Парад Победы !   В первой шеренге Ленинградского фронта под опалённым в сражениях боевым знаменем стоит невысокий стройный лётчик. "Золотая Звезда" Героя и многие ордена сверкают на его груди. Во всём его облике чувствуется внутренняя собранность, напряжённость и в то же время гордость. Это понятно: человек вернулся с фронта рапортовать Родине о победе. Ещё несколько недель назад он сжимал ручку управления грозной боевой машиной, его глаза до боли всматривались в бескрайнее небо в поисках врага. Не сразу пройдёт напряжение военных лет. Долго ещё будет он прислушиваться к гулу пролетающих самолётов: свои ли ?   Ратным трудом, немеркнущим подвигом миллионов своих сынов обрела страна мир и чистое небо. Вечно будет помнить народ имена своих героев, одним из которых был и лётчик - москвич Илья Шмелёв...

И.В.Шмелёв

Страна уже залечивала нанесённые войной раны, развернула мирное строительство. А Илья Шмелёв по - прежнему оставался в строю. Он осваивает новую технику, обучает молодых пилотов лётному мастерству. 15 марта 1957 года полковник И. В. Шмелёв совершал ночной тренировочный полёт на реактивном истребителе. И в этот момент сказалась нервная перегрузка многих лет: отказало зрение. Как в тумане, смутно видел лётчик приборы, но что они показывали, разобрать не мог. Сесть удалось благополучно, но вскоре перестали действовать левая рука и левая нога. Госпиталь, долгие месяцы лечения...

Могучий организм и усилия врачей победили - Илья Шмелёв встал на ноги. Но с авиацией пришлось расстаться. Недолго отдыхал Иван Алексеевич. Он потянулся душой к юным гражданам страны - школьникам, которые начинают свой путь с увлечения занятий техникой, целеустремлённо готовятся к чему - то большому, им самим ещё неведомому. К ним - то и пришёл Шмелёв...

Посетители павильона "Юные натуралисты и техники" ВДНХ часто могли встретить там подтянутого и едва заметно прихрамывающего человека, окружённого толпой внимательно и почтительно слушающих его ребят. Это был И. А. Шмелёв, много лет проработавший старшим инженером - методистом этого павильона.

Это особый павильон: ведь там в миниатюре собрано на небольшой сравнительно площади почти всё то, что демонстрируется в остальных 77 павильонах выставки. Самолёты и тракторы, космические ракеты и радиоприёмники, мотоциклы и автомобили, и многое, многое другое. Интереснейшие, а порой просто уникальные экспонаты. Смотришь и не веришь, что они сделаны руками детей. А в том, что все эти маленькие чудеса попали на ВДНХ, немалая заслуга Ильи Васильевича Шмелёва. Он разыскивал и находил таланты, выезжая для этого иногда в очень отдалённые районы нашей страны. Он помогал юным умельцам в создании новых моделей, приборов и механизмов, представляющих интерес для широкого круга любителей техники. Наконец, он вёл регулярную переписку со многими из этих людей, осуществляя заочную консультацию такого большого объёма, что невольно удивляешься - как у человека хватало времени на всё эти дела ?

И.В.Шмелёв с пионерами.

Бывали, конечно, и трудные ребята, избалованные родителями или рассчитывающие на лёгкий успех, или, наоборот, выросшие без отцов и теряющие веру в себя. К каждому нужен свой, особый подход. Безошибочно найти его помогали личный опыт воспитателя, приобретённый за годы службы в авиации.

Не менее, пожалуй, важной была работа Ильи Васильевича по организации выставок технического творчества советских детей за рубежом. Польша, Чехословакия, ГДР, Швеция, наконец - США. И везде множество посетителей, восторженные записи в книгах отзывов, высокая оценка прессы, подчёркнутое внимание специалистов. Несколько зарубежных выставок Илья Васильевич сопровождал лично.

Знаменитый американский лётчик - испытатель Джимми Коллинз, закончив работу в большой авиации, стал обучать полётам курсантов частной лётной школы. "Круг замкнулся, жизнь кончилась", - сказал он по этому поводу. Для Коллинза, вероятно, так и было. А у Шмелёва началась вторая жизнь. Да какая интересная !

Ведь он всё время был среди молодёжи. Очень любил авиамоделистов и уделял им много внимания. "Эстафета поколений" - так говорят в народе. У него было кому её передать. Многие из тех, что пришли к Шмелёву мальчишками, стали потом авиационными инженеры или высококвалифицированными рабочими авиапромышленности. Для них авиация стала главным делом жизни...

Он умер 25 декабря 1979 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед майора И. В. Шмелёва:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.04.1943 г.1  Ме-109юго - зап. АбинскаяИ-153, И-16,

Як-1, Як-7, Як-9.

228.04.1943 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юго - вост. Крымская
31  Ме-109Ереванская
42  Ме-109Абинская
529.04.1943 г.4  Ju-87Крымская
608.05.1943 г.2  Ju-87сев. - зап. Нижнебаканская
709.05.1943 г.1  Ju-87Крымская
801.08.1943 г.2  FW-190Однощекино - Руднево
910.09.1943 г.1  FW-190Немеричи
1017.12.1943 г.1  FW-190Мякунчино - Лякутно
1128.02.1944 г.1  FW-190Мельница
1204.03.1944 г.1  FW-190оз. Неведро
1325.08.1944 г.1  FW-190Велвас
1414.09.1944 г.1  FW-190Слокас
1515.09.1944 г.1  FW-190сев. оз. Юмудра
1617.09.1944 г.1  FW-190мыза Веява
1709.10.1944 г.2  FW-190Лейкас
1826.01.1945 г.1  FW-190Дакас

      Всего сбитых самолётов - 27 + 10  [ 24 + 1 ].




Схватка с "Бубновым тузом".

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz