КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Новожилов Иван Васильевич |
Родился 9 октября 1910 года в деревне Торово, ныне Череповецкого района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов неполной средней школы. В 1929 году получил специальность слесаря, окончив школу механизации сельского хозяйства (ныне СПТУ № 41 Вологодского областного управления профтехобразования). Работал слесарем на заводе "Красный путиловец" в Ленинград. С 1931 года в рядах Красной Армии. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков в 1932 году и Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков в 1934 году. С началом Великой Отечественной войны на фронте. По август 1942 года служил в 440-м ИАП, затем - в 13-м ИАП (111-м Гвардейском ИАП). К маю 1943 года помощник командира 13-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) капитан И. В. Новожилов в воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 7 самолётов противника. Отлично подготовил в воздушной стрельбе лётчиков полка, сбивших свыше 160 вражеских самолётов. 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны помощник командира 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе Гвардии майор И. В. Новожилов совершил около 300 успешных боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 17 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами. С 1945 года - в запасе. Жил в Москве. Его именем названа школа № 18 в городе Череповце. Умер 22 октября 1976 года. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Имя Героя носили пионерские дружины школы-интерната № 1 и школы № 18 города Череповца. Иван Васильевич Новожилов родился в 1910 году в деревне Торово, которая находилась на берегу Шексны, недалеко от Череповца. После окончания школы поступил в Шухободское профессионально-техническое училище. Вышел оттуда квалифицированным специалистом. Поработал полгода помощником тракториста в леспромхозе и махнул в Ленинград. Два года собирал первые советские тракторы на заводе "Красный путиловец". Когда в 1931 году объявили комсомольский военный набор в одну из теоретических школ лётчиков решил поступить туда. Многие "срезались" на комиссиях, а кудрявый, вологодский парень, жилистый и подвижный, оказался годен. Иван Новожилов стал лётчиком. Потом он ещё учился, летал на военных машинах, на гражданских, опять на военных. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Боевая служба лётчика Новожилова была не очень долгой. Bсё лето и осень сурового 1941 года служил под Москвой. Участвовал в противовоздушной обороне столицы. А когда в декабре враг был разбит и отброшен, истребительную эскадрилью, в которой служил Новожилов, перебросили под Воронеж, а потом под Сталинград. Летом 1942 года под Калачом он сбил первый вражеский самолёт - открыл свой боевой счёт. Утром 19 ноября 1942 года войска Юго-Западного и Донского, а 20-го - Сталинградского фронтов перешли в грандиозное наступление. За 3 дня ударная группировка Сталинградского фронта продвинулась на главном направлении до 90 км. Из-за низкой облачности действия авиации были затруднены. Тем не менее с наших аэродромов взлетали мелкие группы самолётов на выполнение самых разнообразных, заданий. 24 ноября выдался погожий день. В назначенное время на очередные боевые задания повели свои группы мастера воздушного боя и штурмовых атак. Командир 13-го ИАП майор Я. К. Лышков во главе 8 Ла-5 сопровождал группу из 6 штурмовиков Ил-2, которую вёл командир 622-го ШАП капитан И. Е. Емельянов с задачей нанести удар по танкам противника в районе Большая Россошка. Штурмовики, прорвавшись сквозь огненный шквал зенитного огня, с ходу атаковали выходившие из оврага немецкие танки. Бомбы и реактивные снаряды легли точно в цель. Лётчики прикрытия вовремя заметили 4 "Мессера". Командир эскадрильи старший лейтенант А. М. Герасимов с лётчиком старшиной Н. И. Гринько с одной стороны и пара лейтенанта А. Н. Маснева - с другой своевременно перехватили их и сорвали эту атаку. Один из нападавших после меткой очереди комэска врезался в землю. Остальные, увидев, что к ним на выручку прибыло подкрепление в составе 8 Ме-109, развернулись для новой атаки. Майор Я. К. Лышков, возглавлявший верхнюю четвёрку, принял на себя удар этих вражеских истребителей и, связав их боем, сбил 2 самолёта противника. Оставшиеся в строю вражеские самолёты перегруппировались и возобновили атаки, но потеряли ещё 2 истребителя. Штурмовики задание выполнили без потерь. В ходе боя Я. К. Лышков сбил 2, а И. В. Новожилов, А. М. Герасимов и А. Н. Маснев - по одному Ме-109. Рано утром 26 ноября штурман полка капитан С. М. Петухов, командир эскадрильи капитан Н. Г. Абрамашвили, помощник командира полка старший лейтенант И. В. Новожилов и пилот старший сержант А. Ф. Перепелов вылетели на сопровождение четвёрки Ил-2 в район Рынка. На этот раз 8 немецких истребителей встретили группу штурмовиков у линии фронта. К цели пришлось пробиваться с боем. "Ильюшины" всё же выполнили задачу - отштурмовались. Все попытки истребителей противника атаковать "Илы" вовремя пресекались лётчиками прикрытия. В завязавшейся короткой схватке Петухов и Новожилов сбили по одному Ме-109. Несмотря на это, враги не отстали от наших штурмовиков и на обратном маршруте. Атака следовала за атакой. Абрамашвили, отражая удары фашистов, умело "вывел" один Ме-109 под огонь И. Новожилова. Мощная очередь разрывных снарядов срезала хвостовое оперение "Мессера", он начал падать и разламываться. Но вот Абрамашвили самому удалось зайти в хвост неприятельскому истребителю и выпустить в него длинную очередь. Тот, описав крутую дугу, вспыхнул и врезался в землю. А в это время пара Ме-109 атаковала самолёт комэска. Абрамашвили ловко увернулся и с присущим ему бесстрашием пошёл в лобовую атаку на врага, в которой поджёг ещё один Ме-109. Это был 9-й вражеский самолёт, сбитый Абрамашвили. 1 декабря 1942 года, выполняя задачу по расчистке района боевых действий, 2 четвёрки Ла-5 под командованием старшего лейтенанта И. В. Новожилова сбили 5 самолётов. За 5 минут яростной схватки помощник командира полка старший лейтенант Новожилов сбил ведущую пару, 3 других самолета уничтожили младший лейтенант М. И. Кирилкин, старшие сержанты А. А. Микелич и И. И. Федосов. Дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса успешно вели борьбу и с вражескими транспортными самолётами, выделенными для полётов в район окружённой армии Паулюса. Только за 2 недели декабря лётчики корпуса уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах 195 вражеских самолётов, из которых 37 были сбиты истребителями и штурмовиками, вылетавшими на "свободную охоту". В эти дни отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии офицеры П. А. Гнидо, С. Я. Жуковский, М. Т. Игнатьев, С. М. Петухов, В. А. Прошин, И. В. Новожилов, В. Н. Орлов, уничтожившие по 6 "Юнкерсов" и "Хейнкелей". В середине января 1943 года группа наших истребителей во главе с И. В. Новожиловым встретилась в небе над окружённым врагом с 20 "Юнкерсами", которые сопровождали 8 Ме-109. Наш ведущий первым навязал противнику бой. Вскоре пехотинцы сообщили в полк: "Сбиты 2 "Юнкерса" и 2 "Мессера". О капиане И. В. Новожилове шла добрая слава мастера стремительных атак. Поражал он противника с близкой дистанции, умело сочетал при этом маневр самолёта с огнём оружия. 8 февраля авиационные полки дивизии с рассвета прикрывали подвижные соединения 5-й ударной и 2-й Гвардейской армий. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Группа капитана С. Я. Жуковского в составе 4 Ла-5 над районом Красный Сулин в ожесточённой схватке с 9 Не-111 и 6 Ме-109 разметала их в разные стороны. Все 4 пилота группы - С. Я. Жуковский, И. В. Новожилов, М. Т. Игнатьев и А. А. Микелич - сбили по одному вражескому самолёту. В боях на Волге, лётчик-истребитель Новожилов уничтожил 7 фашистских самолётов. На его груди появились первые правительственные награды - два ордена Красного Знамени. После Сталинградской битвы Новожилова перебросили на Кавказ, а потом - под Новороссийск, который немецкое командование считало ключом всего Кубанского плацдарма. Противник скопил здесь мощные силы и устроил так называемую "Голубую линию" обороны. Для нашей армии и флота Новороссийский порт - это ворота в Чёрное море. Требовалось вырвать его у врага любыми средствами. И вот несколько подразделений советской морской пехоты и стрелковых частей высадились в тылу врага на узком полуострове Мысхако. Десантники успели закрепиться, расширить свой плацдарм до 30 квадратных километров. К ним подоспело подкрепление. Противник бросал против отважных воинов крупные силы пехоты, артиллерии, танков и всю имеющуюся на Кавказе авиацию. Группы по 30 - 40 самолётов, сменяя друг друга, почти непрерывно висели над плацдармом и бомбили. Долгих 7 месяцев обороняли наши воины важный плацдарм Мысхако и не уступили врагу ни пяди. С раннего утра 20 апреля 1943 года и до наступления сумерек небо над Малой землёй было буквально заполнено самолётами, разгорались ожесточённые воздушные бои. Группа Ивана Новожилова в составе 4 истребителей Ла-5 прикрывала десантные части в районе Новороссийска. На высоте 6000 метров встретили 18 вражеских бомбардировщиков и 12 истребителей Ме-109. Новожилов повёл самолёты в лобовую атаку. Прицельный огонь пушек уничтожил 2 фашистских бомбардировщика. Заход в хвост - и ещё 2 машины противника упали в Чёрное море. В бой вступают "Мессеры", но огромное численное преимущество не помогает врагу, он теряет ещё 2 самолёта, тем временем наши "ястребки" - неуловимы. Впрочем, капитан И. В. Новожилов только чудом, благодаря своему высокому мастерству и самообладанию, дотянул до аэродрома свою изрешечённую машину. Представляя за этот бой И. В. Новожилова к званию Героя Советского Союза командир писал о нём: "Это смелый, отважный, хитрый, расчётливый лётчик. В боевой работе не знает усталости". На следующий день - 21 апреля - Новожилов сбил сразу 2 бомбардировщика противника. - Наш истребительный полк, - рассказывал потом Новожилов, - регулярно дежурил над этим клочком земли. Помню, 21 апреля немцы повели самое решительное наступление на "Малую землю", как называли Мысхако. Нам дали задание направиться к полуострову и не позволить фашистским бомбардировщикам сбросить бомбы в цель. Я был тогда в звании капитана и заместителем командира полка. Полетел старшим группы, всего было 4 самолёта. Набрали высоту, идём к месту. Запрашиваю землю, где немецкие бомбовозы? Отвечают: "В воздухе всё спокойно". Вдруг вижу - со стороны Анапы клиньями летят 20 бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Противник раньше заметил нас и уже начал атаку. Я дал команду ведомым приготовиться. Мы успели сманеврировать. Впереди бомбовоз, иду почти в лоб. Вот он сам сейчас хлестнёт очередью, но я опередил. Вражеский самолёт как-то дёрнулся, словно подавился, и зачадил. Слева вижу ещё один вниз пошёл с чёрным дымом - ребята мои работают. В таких случаях ничего не думаешь, только цель впереди. Вот снова беру высоту, захожу в атаку. Кричу ведомому: "Прикрой!" А на него самого насело 2 фашиста. До бомбардировщика рукой подать. Догоняю его. Сзади уже "Мессер" висит, а ведомого нет. "...Капитан Иван Новожилов упорно преследовал пытавшийся выйти из-под атаки "Хейнкель-111", несмотря на то, что сам был атакован вражеским истребителем, - рассказывает очевидец этого боя - автор книги "Истребители над "Голубой линией" полковник авиации А. П. Калинин. - Огненные трассы вражеских снарядов ложились то справа, то слева от его самолёта, но бесстрашный лётчик не отступил от цели. Горящий самолёт врага врезался в землю". - Не успел я ещё отвлечься от того "Хейнкеля", - рассказывал Иван Васильевич, - как мою машину сильно толкнуло и самолёт произвольно кувыркнулся через крыло. Это меня угостил "Мессер". У одной плоскости оказались перебиты подкрылки. Вижу, с плоскости только щепки летят. Горелым маслом запахло. Ну, думаю, отвоевался - под нами море бушует. Спасла большая высота. С трудом я выровнял самолёт и перетянул на сушу. Остальные машины из моей группы тоже пострадали, но все вернулись на аэродром. Когда летом 1943 года загремела Курская битва, Иван Новожилов снова на самом трудном и опасном участке войны. За мужество, отвагу и умелые действия в боях на Курской дуге его награждают орденом Отечественной войны 1-й степени. Здесь отважного лётчика нашла и "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, завоеванная в боях над Мысхако. Особенно отличились лётчики 201-й истребительной авиационной дивизии в течение 3 - 6 августа. В эти дни они произвели 768 боевых вылетов и сбили 66 самолётов противника. В воздушных боях в эти дни отличились многие лётчики дивизии, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Среди них был и Иван Новожилов. В середине августа 1943 года войска Воронежского фронта значительно расширили прорыв в западном и юго-западном направлениях и вышли к железной дороге Харьков - Полтава. Советское правительство высоко оцепили заслуги частей и соединений 10-го Сталинградского истребительного авиакорпуса РВГК. За отличное выполнение заданий командования и проявленные при этом героизм и отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками 201-й истребительной авиационной дивизии было присвоено звание Гвардейской, и она стала именоваться 10-й Гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизией, а входящие в её состав полки - 13, 236 и 437-й - стали соответственно 111, 112 и 113-м Гвардейскими истребительными авиационными полками. В связи с присвоением дивизии почётного наименования Гвардейской, 25 августа состоялся митинг на котором многим авиаторам были вручены ордена и медали. Лучшим воздушным бойцам - П. И. Наумову, И. В. Новожилову, А. А. Губанову, А. Н. Масневу, М. Т. Игнатьеву, В. А. Рогожину - было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Боевая биография Гвардии майора И. В. Новожилова закончилась 15 декабря 1943 года, когда он был тяжело ранен в авиационном происшествии, после чего на боевые задания больше не летал. Вспоминает Герой Российской Федерации Шварёв Александр Ефимович: "Сидели мы в Переславле Хмельницком, мне командир корпуса Головня ставит задачу. Мол, в Перятине - это на север километров 60 - аэродром. Туда пригнали 12 самолётов Ла-5, а мы, 12 лётчиков, должны поехать и их забрать. Команда техников уже уехала. Ну, наутро и я встаю. А с нами был Герой Советского Союза Иван Новожилов. У него как раз была такая особенность: если он не выпил и летит, это курица. Но если выпил, то дерётся будь здоров. И вот мы в Перятине переночевали, всё вроде нормально. Принимаем самолёты. Четвёрку одну выпускаю, вторую выпускаю, третью я уже добираю сам. Взлетели. Прилетаем, сели. Я спрашиваю: "Все сели?" Нет. Село только звено Горелова. Спрашиваю: "А Новожилов?" Нет, не сел. В Переславле Хмельницком аэродром расположен так, что между ним и дорогой растут тополя метров под 30 - 40 высотой, а посадка как раз на эти тополя. Смотрим, садится звено Новожилова: первый, второй, третий, и он садится последним. Заходит на посадку, решил пойти на бреющем, удивить народ. Прижал так. А потом смотрит - деревья, как хватанёт ручку, хоп, и сорвался в штопор. Бух!.. Ну, думаю, всё, конец Герою Советского Союза Ивану Новожилову. Но нет, его почтальон нашёл. Рассказывает: "Смотрю, лежит вверх ногами, хрипит, спрашиваю, не отвечает. Я взял какую-то железяку, разбил фонарь, вытащил его. Тут подъехала "скорая помощь". У него кровь идёт изо рта. На машину и увезли. К вечеру ребята съездили, врач приехал доложил, что без памяти. На следующий день поехали опять. Поехали с комиссаром. Приезжаем. Новожилов уже руками машет, что-то бормочет. Врач сказал, что у него была потеря сознания. Новожилов собрался с силами, кричит: "Сестра, дай водки!" Те водки не могут дать. Наливают стакан воды и дают ему. Он выпивает: "Хороша водка, но слабоватая". Такие дела. Вот был единственный человек, который пил перед вылетами. Но тогда он выпил слишком много и стукнулся. После этого выжил, но больше уже не летал". К этому времени Гвардии майор И. В. Новожилов выполнил около 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 7 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед лётчика.] Список известных побед Гвардии
майора И. В. Новожилова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |