КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Носов Александр Андреевич |
Родился 21 Июня 1920 года в посёлке Люблино ( ныне в черте города Москвы ), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при заводе "Компрессор" ( ныне СПТУ № 32 ). Работал помошником печатника на фабрике "Госзнак". С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу лётчиков. С Июня 1941 года в действующей армии. Сражался на Северо - Западном, 1-м и 2-м Белорусском фронтах. К Февралю 1942 года командир звена 288-го штурмового авиационного полка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, Северо - Западный фронт ) Лейтенант А. А. Носов совершил 69 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника. Лично уничтожил 11 самолётов на аэродромах, 27 танков, 15 артиллерийских орудий, много другой военной техники. 21 Июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего выполнил 128 успешных боевых вылетов. Штурмовыми ударами уничтожил на аэродромах 30 самолётов противника, ещё 5 - сбил в воздушных боях. После войны продолжал служить в ВВС. С 1948 года Подполковник А. А. Носов - в запасе. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Живёт в Москве. На фронтовой аэродром лётчики прибыли с первыми лучами солнца. Бриллиантовыми россыпями поблескивали на траве росинки. Из низин тянулся туман. Занимался фронтовой Сентябрьский день 1941 года. Техники и механики, оружейники и прибористы копошились у капониров. Расчехляли самолёты, заправляли баки горючим, пополняли патронные ящики боеприпасами, подвешивали к держателям реактивные снаряды и бомбы. Остроносые, горбатые "Илы" были разбросаны по лётному полю в шахматном порядке. И на первый взгляд казалось, что на аэродроме царит неразбериха. На самом деле каждый авиатор занимался строго очерченным кругом определённых обязанностей. Дорога была каждая минута. Успех подготовки к боевому вылету решало чёткое взаимодействие всех служб полка. Младшему лейтенанту Александру Носову сегодня предстояло впервые подняться в воздух для выполнения боевого задания. Он ко всему внимательно присматривался, запоминал, что, где и как делается. Старался держаться поближе к командиру эскадрильи Капитану Васильеву, который взял его к себе ведомым. Каким будет первый боевой вылет ? Первый, а может быть, и последний ? Война есть война. Всякое бывает. Вражеские истребители или зенитчики не спросят, первый раз ты ведёшь штурмовик в бой или сотый. Те из лётчиков, которые уже встречались с врагами, рассказывали, что, если немцы заметят неуверенность пилота, тут же вцепятся. Поэтому надо драться с ними всегда расчётливо, с умом, не робеть. Раздалась команда: "По самолётам !" Через несколько минут окрестность огласил грозный рокот моторов. "Илы" пошли на взлёт. Взяли курс на аэродром, где находились истребители прикрытия. Там штурмовики должны были встретиться с лётчиками 6-го истребительного полка. Но они почему - то не запоздали со взлётом. Капитан Васильев решил выполнять боевое задание без прикрытия и передал ведомому: "Следуй за мной". Воздушная обстановка благоприятствовала полёту штурмовиков. Облака слоистые, высота не меньше 700 - 800 метров. Можно в случае опасности уйти в них. Облачность давала возможность скрытого подхода к вражескому аэродрому. Одним словом, Носов всей душой одобрил действия Капитана Васильева. Риск, безусловно, есть. Но риск разумный, оправданный. Под самолётами - южный берег озера Ильмень. Компасный курс - 180 градусов. "Как бы не проскочить Старую Руссу", - мелькнуло в голове Носова. И только успел подумать, как показались окраины города. Чуть в стороне, словно на ладони, аэродром. И не видно, чтобы немцы их ждали. А "Илы" уже над лётным полем. И сразу - в пикирование. Капитан Васильев ведёт огонь реактивными снарядами. Носов сбрасывает бомбы. Потом Васильев бомбардирует, а Носов ведёт пушечно - пулемётный огонь. Внизу взрывы, дым, огонь. Пламя, подхваченное ветром, перекинулось на стоянку самолётов. Забегали, заметались враги. На обратном маршруте Васильев и Носов атаковали автоколонну. Обстреляли её из пушек и пулемётов зажигательными снарядами и патронами. Устроили на дороге пробку, застопорили движение. Горели бензовозы, замертво падали солдаты противника. По возвращении на аэродром Васильев доложил начальнику штаба полка о штурмовке вражеской автоколонны и аэродрома в Старой Руссе, отметил действия Носова, показавшего себя в первом боевом вылете с лучшей стороны. - Значит, в нашем полку на одного хорошего лётчика стало больше, - удовлетворённо заметил начальник штаба. Он сообщил, что воздушные разведчики уже сфотографировали результаты налёта штурмовиков. Дешифровка снимков показала: уничтожено 3 самолёта, зенитная батарея, несколько складов с боеприпасами, немало солдат противника. За успешное выполнение боевого задания Капитану Васильеву и Младшему лейтенанту Носову была объявлена благодарность. Васильев не имел никаких претензий к ведомому. Новичок понравился ему. "Видать, парень с характером, - подумал Капитан. - Первое боевое крещение, а действовал как бывалый: расчётливо и грамотно. Что ж, талантами наша штурмовая авиация не обижена". В Октябре 1941 года наша воздушная разведка обнаружила большое скопление самолётов противника на аэродромах Старая Русса, Дно и Сольцы. В тот же день поступил приказ: 2-й эскадрилье Капитана Васильева с рассветом нанести удар по аэродрому Старая Русса, а две другие эскадрильи полка нацеливались на штурмовку аэродромов Дно и Сольцы. В 6 часов 30 минут 2-я эскадрилья была уже на маршруте. Вёл штурмовиков Васильев. За ним, крылом к крылу, летели Старший лейтенант Фёдоров, старший политрук Гудков, Младшие лейтенанты Носов и Марютин. Удар по аэродрому врага нанесли с бреющего полёта. Сбрасывали на стоянки самолётов эрэсы и бомбы, обстреливали пушечным и пулемётным огнем, сделали 12 заходов. После этого налёта немцы недосчитались на своём аэродроме 18 самолётов, двух зенитных батарей, нескольких бензоцистерн, склада боеприпасов. На сей раз действия "Илов" над целью прикрывали лётчики 6-го истребительного авиаполка. Ни у штурмовиков, ни у истребителей потерь не было. Но когда приземлились, механики насчитали в фюзеляже машины Носова около 40 пробоин, а в фюзеляже самолёта Марютина - 17. В моторе "Ила" Гудкова перебило осколком маслопровод, а машины Васильева и Фёдорова нуждались в полевом ремонте. 30 Октября группу штурмовиков повёл командир полка Майор Дельнов. За ним, соблюдая установленные интервалы, шли Носов, Никитин и Фролов. Достигли аэродрома Старая Русса точно в назначенное время. И началась работа. Носов не заметил, как сделали 16 заходов. Хорошо запомнилось, что на 9-м заходе вражеские зенитчики замолчали. Штурмовики обрабатывали аэродром до тех пор, пока не израсходовали боеприпасы. На обратном маршруте, когда от Старой Руссы отошли километров на 15 - 20, Носов заметил жёлто - красную трассу пуль, мелькнувшую слева от его кабины. Вражеские истребители ! Немцы атаковали, "Илы" отстреливались. Неожиданно Носов обнаружил: заклинило руль высоты. Он вышел из круга и взял курс на восток. Повреждённый штурмовик немедленно прикрыл Майор Дельнов, и, когда на него набросились враги, командир полка открыл огонь. Огненная трасса впилась во вражеский истребитель, и тот, задымив, резко пошёл на снижение. Второй "Мессер" скрылся в облаках. Вскоре после этого Александр Носов стал летать на боевые задания ведущим пары, а затем командиром звена. Ему присвоили очередное воинское звание. В конце Ноября 1941 года его наградили орденом Красного Знамени. Прошло ещё несколько месяцев, и командование полка представило Старшего лейтенанта Носова к присвоению звания Героя Советского Союза. В представлении на него говорилось: "За время боёв с немецко - фашистскими захватчиками проявил исключительную отвагу и героизм. Сделал 69 успешных боевых вылетов, из них 10 одиночным экипажем. Лично уничтожил 11 самолётов, 88 автомашин, 27 танков, 15 артиллерийских орудий, 27 повозок, 4 тягача, 680 солдат и офицеров противника". 2 Февраля 1942 года Старший лейтенант Носов произвёл налёт на вражескую автоколонну и уничтожил 2 автомашины, 15 повозок, 4 тягача. Однако штурмовик получил повреждения: были пробиты бензо- и маслосистемы. От паров бензина и масла слепило глаза, лётчик задыхался. Слабело сознание. Напрягая последние силы, Носов привёл свой "Ил" на аэродром. Из кабины его вытащили едва живого. 13 Февраля Александр Носов снова находился в воздухе. Штурмовал скопление лыжных батальонов врага в районе Жилина. Был атакован 6 немецкими истребителями. Пришлось очень трудно. Его ранило в ногу ( потом, в полевом госпитале, из раны извлекли 5 осколков ). Боль была такой, что порою лётчик терял управление самолётом. И всё же ушёл от "Мессеров". Но тут новая беда - сдал мотор, пробитый осколками зенитных снарядов. Пилот посадил машину в районе Парфина на фюзеляж. "Мессеры" выследили Носова и в момент, когда он покинул кабину "Ила", подвергли обстрелу. Лётчик получил 6 ранений. Одна из разрывных пуль ударила в наушник шлемофона. Он уцелел только чудом... В Июле 1942 года фронтовые друзья тепло поздравили Александра Носова с присвоением звания Героя Советского Союза. Высокую награду лётчик получил в Кремле. Вернулся в полк радостным, воодушевлённым, готовым на новые подвиги. 11 Августа ему поручили вести группу самолётов на штурмовку окружённой Демянской группировки вражеских войск в районе Рамушевского коридора. Штурмовики вышли к цели на небольшой высоте. И тут перед Носовым открылась невероятная картина. Такое может случиться, видимо, только на войне. Чуть выше "Ильюшиных", примерно на 15 - 20 метров, с запада летела большая группа транспортных самолётов врага. Носов передал ведомым по радио: "Атакуем !" Перед атакой "Илы" избавились от бомбового груза ( под ними как раз двигалась вражеская автоколонна ). Вражеские лётчики поздно заметили советских штурмовиков. Удар получился внезапным. На этом участке фронта штурмовики впервые атаковали в воздухе транспортные самолёты противника, "Илы" вели прицельный огонь по "Юнкерсам" на выбор. Те шли звеньями по 3 самолёта, колонной. И вот уже несколько вражеских машин загорелось. Другие же стали поспешно уходить в стороны. Увлекшись, штурмовики несколько отдалились от Рамушевского коридора. Последовала команда: "Прекратить атаки". Едва наши самолёты подтянулись к ведущему, как на них набросилась группа Ме-109. Штурмовики начали маневрировать. Носов применил так называемые "ножницы": ведущий каждой пары выше, ведомый - ниже; дистанция между ними, 100 - 150 метров. Из какой бы полусферы ни атаковали "Мессеры", их всюду встречал дружный огонь наших воздушных стрелков. Атаковать же штурмовиков на встречных курсах немцы не решались. "Ильюшины" благополучно дотянули до своего аэродрома. До последнего дня Великой Отечественной войны Александр Андреевич Носов храбро воевал на Северо - Западном, 2-м и 1-м Белорусских фронтах, наносил штурмовые удары по Берлинскому гарнизону, налетал в общей сложности около 1000 часов. Много было им уничтожено различных целей на поле боя и в тылу врага. Но главный счёт - вражеские самолёты: 30 уничтожил он на аэродромах противника и 5 в воздушных боях. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |