Степан Науменко родился 7 января 1920 года в городе Злынка
Маловинского района Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 9
классов, работал токарем в трудовой колоннии города Одессы. В Красной Армии с
1937 года. Окончил Ленинградское военное авиационно - техническое училище.
Свою лётную карьеру начал техником самолёта ( с декабря
1941 по апрель 1942 года ). В 1942 году окончил авиационную школу первоначального
обучения, в 1944 году - Бирскую военную авиационную школу лётчиков. Затем служил
в авиаполку, осуществлявшим перегонку самолётов на фронт.
После войны Степан Иванович остался на службе в ВВС. Участник
Корейской войны 1950 - 1953 годов, в составе 29-го Гвардейского истребительного
авиационного полка.
4 декабря 1950 года, в первый же день своей боевой деятельности,
лётчики 29-го Гвардейского авиаполка совершили 36 боевых вылетов и дважды вступали
в бой. Вначале отличилась четвёрка под командованием Гвардии капитана Л. П.
Введенского, сбившая реактивный самолёт - разведчик RB-45A.
Через час, в 13 часов 05 минут, на патрулирование вылетело звено
"МиГов" из состава 1-й эскадрильи полка под командованием капитана С. И. Науменко.
Спустя 15 минут наши лётчики обнаружили пару штурмовиков F-80, которые, видимо,
возвращались со штурмовки на свою базу. Осмотрев пространство и не обнаружив
рядом других самолётов противника, Науменко принял решение атаковать противника,
тем более что тот не обнаружил ещё наших "МиГов".
Науменко в паре со своим ведомым лейтенантом А. С. Мининым перешёл
в атаку и, сблизившись с не подозревавшим ни о чём противником, удачно обстрелял
сначала самолёт ведомого пары "Шутинг старов", который загорелся и пошёл к земле.
Не прекращая атаку, Науменко устремился к ведущему F-80, который,
видимо, только сейчас обнаружил грозившую ему опасность и пытался уйти резко вверх
от атаки "МиГа". Но американский лётчик, видимо, ещё не знал, что МиГ-15 на вертикали
превосходит "Шутинг стар", и этот просчёт стоил ему, возможно, жизни. Науменко
быстро сблизился с F-80 и с дистанции 400 метров несколькими короткими очередями
поразил самолёт противника. Горящий F-80 сделал резкий разворот и со снижением
устремился на свою территорию. Его попытался догнать на пикировании и добить
старший лейтенант К. В. Румянцев, но при пикировании Румянцев, видимо, превысил
допустимую скорость "МиГа", произошла деформация хвостового оперения "МиГа", и
самолёт не вышел из пике, врезался в землю...
Капитану С. И. Науменко засчитали двойную победу в этом бою, но,
скорее всего, второй F-80 всё же благополучно вернулся на свою базу в Южной Корее.
6 декабря группа из 5 В-29 направилась к северокорейскому аэродрому
в районе Сингисю. На перехват была поднята группа из 6 МиГ-15 1-й эскадрильи под
командованием С. И. Науменко. В районе 13 часов они на высоте 6000 метров обнаружили
группу В-29. Сделал это лейтенант А. С. Минин, который обнаружил уходившую пятёрку
В-29 и доложил об этом ведущему. Тот же, не видя цели, приказал Минину идти в атаку
и обозначить цель, тем более что у Минина из всей группы не было ПТБ. Минин, зная
итоги первого боя с В-29, проведённого 1 декабря, атаковал В-29 с короткой дистанции,
поджёг ему 2 мотора, и тот горящим стал падать на землю. Минин был вынужден выйти
из боя и идти на аэродром, так как у него кончалось горючее, а разгром группы В-29
довершила четвёрка Науменко, которая подожгла ещё 2 В-29 ( отличились Науменко
и И. Ф. Богатырёв ).
Напряжённым выдался день 10 декабря. Лётчики 29-го ГвИАП вновь
провели 2 тяжёлых боя в районе всё той же многострадальной станции Сенсен. Сначала
в 8 часов 20 минут звено капитана С. И. Науменко провело трудный бой с превосходящими
силами противника в лице группы F-80. В этом бою Науменко так удачно произвёл
маневр своей парой, что удалось зайти снизу в хвост паре "Шутинг старов" и с
короткой дистанции открыть по ним огонь. Ведущий F-80 был сбит Науменко, а ведомого
"Шута" повредил лейтенант А. С. Минин.
24 декабря 1950 года 29-й ГвИАП вновь встретился с противником.
В тот день шестёрка 1-й авиационной эскадрильи в составе ударного звена Науменко
и прикрывающей пары Орлова, эшелонированная по высоте, встретила группу "Сейбров"
в районе станции Сенсен. Заметив 4 американских истребителя, ударная группа
выполнила резкий маневр и атаковала их. Науменко зашёл в хвост ведущему второй
пары противника и с дистанции 800 метров сбил его. Первая пара F-86, не принимая
боя, с резким снижением ушла на свою территорию, а находившаяся выше другая
четвёрка "Сейбров" лишь сымитировала атаку на пару Орлова, но после того, как
звено Науменко открыло заградительный огонь, ушла в сторону моря.
В 10 часов 30 минут в район станции Синходо ушла восьмёрка
"МиГов" 1-й эскадрильи под командованием старшего лейтенанта П. И. Орлова. О
том, как проходил этот бой, рассказал бывший лётчик 29-го ГвИАП А. С. Минин:
"Взлетели звеном в составе Орлов - Володкин,
Науменко и я. "Сейбры" атаковали нас над Сингисю сверху со стороны солнца. То, что
это противник, мы поняли только тогда, когда увидели их трассы от пулемётов, бьющих
по нас. Они были так похожи на наши "МиГи", что вначале мы подумали, что это они.
"Сейбры" атаковали нас сверху со снижением на предельной скорости. Орлов - Володкин
из-под удара ушли крутым боевым разворотом вверх, а Науменко крикнул мне по радио:
"Тормози !" - и кинул машину вниз. Я также нажал воздушные тормоза и устремился
за ним. Пара атакующих нас F-86 проскочила выше нас. Науменко резко задрал нос
своего "МиГа" и обстрелял проскочившую нас пару "Сейбров", сбив сначала ведущего,
а затем обстрелял и ведомого. Мне пришлось атаковать вторую пару "Сейбров", которая
пыталась атаковать нас, что я и выполнил. Орлов и Володкин ушли вверх и связали
боем ещё одну четвёрку F-86, которую обнаружили. Но в этот момент в воздухе появились
2 звена МиГ-15 - это шли на помощь лётчики 177-го ИАП; противник, видя наше превосходство,
тут же ретировался".
Однако, как выясняется более чем 50 лет спустя, в этом бою лётчики
29-го Гвардейского полка дрались не с "Сейбрами", а с "Тандерджетами" из состава
522-й АЭ 27-й ИАГ, которые, выполняя патрульный полет, обнаружили звено "МиГов" и,
пользуясь преимуществом высоты, атаковали их, но просчитались и сами попали под
удар пары капитана С. И. Науменко. В этом бою Науменко сбил F-84Е № 49-2422, а
его пилот Роджер Баском погиб.
Эта победа Науменко стала 2-й в тот день и в общей сложности его
5-й победой. Таким образом, Степан Иванович, совершив 21 боевой вылет и проведя
7 воздушных боёв, стал первым советским асом на реактивном истребителе и первым
асом Корейской войны.
В середине февраля 1951 года лётчики 29-го ГвИАП вернулись на
Родину. За неполные 2 месяца своей боевой деятельности они провели 58 групповых
боевых вылетов, участвовали в 27 воздушных боях и сбили 37 самолётов. Средний
показатель боевой эффективности полка составил 18,5 побед за месяц, что намного
выше результативности любого другого советского истребительного авиаполка, воевавшего
в Корее.
К тому же времени на боевом счету С. И. Науменко числилось
около 70 боевых вылетов, 10 проведённых воздушных боёв и 6 сбитых самолётов
противника - 5 лично ( 1 B-29, 2 F-84 и 2 F-86 ) и ещё 1 победа не
получила официального подтверждения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Мая 1951 года
за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга заместителю
командира эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка
Гвардии майору Степану Ивановичу Науменко присвоено звание Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 6634 ).
По возвращении в СССР С. И. Науменко продолжил службу в ВВС.
В 1952 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава,
продолжил службу на командных должностях. В 1959 году Гвардии полковник С. И.
Науменко был назначен командиром 32-го Гвардейского ИАП.
Однако командование полком сложилось для Степана Ивановича неудачно.
1960 год оказался самым неблагополучным в "Кубинской" истории 32-го Гвардейского
авиаполка. Командовавший тогда полком Герой Советского Союза Гвардии подполковник
Науменко Степан Иванович оказался невезучим: из-за лётных происшествий по вине
лётного состава, а также гибели лётчика старшего лейтенанта В. Чуприны. Случившаяся
катастрофа решила судьбу командира полка. Науменко был отстранён от должности.
После этого ЧП, в довершение всех неприятностей, Степан Иванович, управляя в
нетрезвом состоянии личным автомобилем, сбил человека. Этот инцидент "замяли",
а С. И. Науменко был по-тихому демобилизован 1961 году.
Жил в городе Подольск Московской области. Окончил педагогический
институт. Работал в средней школе № 23 заместителем директора, преподавал физику.
Скончался 20 ноября 2004 года. Похоронен на Аллее Героев Подольского городского
кладбища.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны
1-й степени и Красной Звезды ( дважды ); медалями.