КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шебанов Фёдор Акимович |
Фёдор Шебанов родился 26 мая 1921 года в селе Студянки, ныне Новодеревенского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил курс музыкального техникума. С 1940 года в рядах Красной Армии, служил радиотелеграфистом в батальона аэродромного обслуживания в Среднеазиатском военном округе. В 1944 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с января по май 1945 года. Служил в составе 730-го ИАП ( 125-я ИАД, Западный фронт ПВО ). Сбитых самолётов противника не имел. После окончания войны остался служить в ВВС. С декабря 1948 года по ноябрь 1950 года лейтенант Ф. А. Шебанов проходил службу в 32-м Гвардейском ИАП. В ноябре 1950 года был переведён в "братский" 196-й ИАП 324-й ИАД. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи с 1 апреля по 26 октября 1950 года. 4 апреля 1951 года в 15 часов 30 минут на задание ушла 3-я эскадрилья 196-го ИАП под командованием майора Н. К. Шеломонова. Их навели на группу "Сейбров", но последние от боя уклонились. Сев на аэродром Аньдун, увидели, что в звене капитана П. А. Сосковца нет одного самолёта. И когда по времени уже у лётчика должно было кончиться горючее, на ВПП мягко сел МиГ-15 старшего лейтенанта Ф. Д. Шебанова, - это его ждали с волнением пилоты эскадрильи. Из кабины вылез лётчик и стал кричать с радостью: "Я сбил ! Я сбил !.." В этом вылете он отстал от строя при возвращении на базу, и его одиночный самолёт неожиданно атаковала сверху пара "Сейбров", но ведущий американский лётчик не рассчитал ракурс атаки, проскочил "МиГ" и оказался прямо перед носом самолёта Шебанова. Тому только осталось довернуть свой МиГ-15 и двумя очередями сбить его. И хотя это была первая победа в полку, командир эскадрильи майор Н. К. Шеломонов отчитал лётчика за отрыв из строя и наказал его, чтобы он сделал выводы из этого боя. Хотя американское командование не признает потерь своих "Сейбров" в этот день, но обломки сбитого старшим лейтенантом Шебановым F-86 были обнаружены поисковой командой в районе Ансю. 10 апреля 1951 года схватки в районе Ансю продолжились, но на этот раз лётчики 324-й ИАД довольно успешно провели все схватки с противником и нанесли ему ощутимый урон. Так, в 7 часов утра на перехват самолётов противника ушли 8 экипажей из состава 3-й эскадрильи 196-го полка под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова. В процессе полёта в район перехвата звено капитана П. А. Сосковца отстало от ведущего звена, чем и воспользовался противник - 6 F-86 неожиданно атаковали отставшее звено Сосковца. Хотя ситуация была для наших лётчиков невыгодной и силы противника были больше, наши лётчики дали бой пилотам "Сейбров". В ходе боя пара F-86 на большой скорости атаковала пару старшего лейтенанта В. И. Алфеева, но не рассчитала скорость сближения, проскочила свою цель и выскочила прямо под пушки "МиГов". Этой выгодной ситуацией удачно воспользовался ведомый Алфеева, старший лейтенант Ф. Д. Шебанов, который с короткой дистанции поразил самолёт ведущего "Сейбра", тот задымил и со снижением ушёл в залив. Пилоту этого F-86А с № 49-1093 из состава 335-й АЭ всё же удалось довести и посадить свой подбитый "Сейбр" на авиабазе в Кимпо, но его тут же списали на металлолом. 12 апреля 1951 года американская авиация совершила один из самых массовых налётов на железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю. В налёте участвовало более 40 бомбардировщиков Б-29 под непосредственным прикрытием групп истребителей F-80 и F-84, всего около 100 самолётов, и кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86 - около 40 самолётов. Этим силам противостояли 44 истребителя МиГ-15 - все боеспособные машины 324-й дивизии. Группа старшего лейтенанта Шеломонова обнаружила несколько звеньев бомбардировщиков В-29 под прикрытием истребителей. Звенья группы, разбившись на пары, атаковали бомбардировщики, не обращая внимания на истребителей прикрытия: звено Шеломонова атаковало первый "ромб" колонны, а второе звено старшего лейтенанта П. А. Сосковца соответственно атаковало второй в строю "ромб" В-29. Наиболее удачно атаковали свои цели лётчики звена Сосковца, которым в ходе нескольких атак удалось сбить одну "крепость" и подбить другую - отличились старшие лейтенанты Ф. А. Шебанов и Б. А. Савченко. Всего же, по результатам этого боя, нашим лётчикам были засчитаны 10 сбитых B-29 и 4 истребителя F-84. 18 апреля в очередном бою сошлись 8 "МиГов" 3-й эскадрильи 196-го ИАП с группой из 16 F-86. В районе Тецузана разгорелся ожесточённый воздушный бой, в котором наши лётчики, несмотря на численное превосходство противника, диктовали свои правила боя. Наши пилоты заставили противника вести бой на вертикалях, где преимущество МиГ-15 перед "Сейбром" было очевидным, и выиграли этот бой: ведущему группы Н. К. Шеломонову, а также П. А. Сосковцу и Ф. А. Шебанову удалось поразить 3 "Сейбра", и всем троим они были записаны как сбитые. На самом деле все участвовавшие в этом сражении "Сейбры" вернулись на свою базу в Сувоне. Только одному F-86 с № 49-1227 досталось в этом бою от огня "МиГа", так как 37-мм снаряд попал в хвост "Сейбра" и отбил часть его киля. Однако его пилоту 1-му лейтенанту Бернарду Муру удалось благополучно долететь до Сувона и посадить свой самолёт, и после ремонта он был восстановлен. Скорее всего, киль этого "Сейбра" отбил старший лейтенант Ф. А. Шебанов, так что это его заслуга в этом бою ! Более серьёзный бой состоялся 22 апреля, когда сошлись всё те же противники: лётчики 196-го ИАП и "Сейбры" 4-го ИАКР. Сражение развернулось во второй половине дня в районе Сингисю с 15 часов и продолжалось в течение часа. Всего в этом сражении участвовали 20 экипажей из 196-го ИАП и 16 экипажей из 176-го Гвардейского ИАП и столько же самолётов противника. Наращивание сил проходило последовательно, и сражение, не переставая, продолжалось около часа. Первой ушла в данный район восьмёрка МиГ-15 из 3-й эскадрильи 196-го ИАП и вскоре обнаружила 16 F-86 из 334-й АЭ под командованием командира этой эскадрильи подполковника Глена Т. Иглестона ( хотя американцы и заявили, что против них было 36 МиГ-15 ). Бой был жарким, по заявлению американской стороны, они сбили 4 "МиГа", без своих потерь. По заявлению наших лётчиков, в этом бою они сбили 2 "Сейбра", что было подтверждено и засчитано полку. Победы праздновали старшие лейтенанты П. А. Сосковец и Ф. А. Шебанов. Американская сторона отрицает потери своих F-86 в этот день, однако аргентинский историк Д. Зампини предполагает, что Шебанову удалось серьёзно повредить в этом бою F-86 с № 48-232, который был потерян 27 апреля по "неизвестной" причине, хотя известно, что в этот день не было боёв "Сейбров" с "МиГами". Фёдор Шебанов стал первым реактивным асом в мире. 20 мая 1951 года он одержал свою 6-ю победу, сбив истребитель F-86. В тот день группа старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова с ходу вступила в бой со звеном "Сейбров". При этом, звено старшего лейтенанта П. А. Сосковца обнаружило новое звено F-86, которое намеревалось снизу незаметно атаковать самолёты звена Шеломонова, и перешло в атаку на это звено. В ходе своих поединков с пилотами "Сейбров" наши лётчики доказали, что они на этот раз лучше в мастерстве, чем американские пилоты, и сумели поразить 3 F-86 и вынудить остальных покинуть поле боя. При этом 2 победы одержали лётчики звена Сосковца - старшие лейтенанты В. И. Алфеев и Ф. А. Шебанов ( повреждённый самолёт капитана Морриса Б. Питса вышел из боя и вернулся на свою базу ), а ведущий группы старший лейтенант Шеломонов подбил ещё один "Сейбр". Однако поведение Фёдора Шебанова ( в воздушных схватках ) оставляло желать лучшего. Вспоминает командир 196-го ИАП Герой Советского Союза, известный ас Корейской войны, Е. Г. Пепеляев: - В начальный период боевых действий, без опыта реальных воздушных боёв с противником, когда в группах ещё нет хорошего понимания и взаимодействия, лётчики в воздушном бою обычно действуют недостаточно организованно, скованно и ведут, как правило, оборонительные бои. Но один из лётчиков 196-го полка с первых же боёв повёл себя агрессивно. Будучи ведомым бросал ведущего, часто отрывался от группы, атаковал самолёты противника и подчас добивался победы. Это был лётчик 1-й эскадрильи старший лейтенант Ф. А. Шебанов. Фактически в воздушных боях он действовал в одиночку и несколько раз добился победы, сбив 6 самолётов противника. Всего в Корее, Фёдор Шебанов совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 29 воздушных боях. 10 октября 1951 года старший лётчик 196-го истребительного авиаполка старший лейтенант Ф. А. Шебанов за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество был удостоен звания Героя Советского Союза. 26 октября 1951 года лётчики 4-го ИАКР ВВС США сопровождали группы штурмовиков F-80. Первый налёт, как всегда, был совершён утром в районе 9 часов. В районе Ансю их, как обычно, встретили "МиГи" корпуса. В отражении налёта ИБА США участвовали лётчики 17-го и 18-го авиаполков 303-й ИАД и лётчики 196-го ИАП 324-й ИАД. В этот раз 16 экипажей 18-го ГвИАП, действуя в ударной группе на высоте 8000 метров, встретили группу "Сейбров" и вступили с ними в бой. А экипажи 196-го полка атаковали группы штурмовиков, работающих на малой высоте. В ходе этого сражения лётчики 196-го ИАП сбили 3 F-80. Однако в этом бою часть "Сейбров" прорвалась к штурмовикам и сбила один из "МиГов": старший лейтенант Шебанов Фёдор Дмитриевич, погнавшись за подвернувшимся "Сейбром", остался один, чем и воспользовалась пара F-86 и сбила его. Фёдор Шебанов, герой апрельских боёв, сбивший в небе Кореи 6 самолётов США, погиб в этом бою. Его сбил 1-й лейтенант Клод Митсон из 336-й АЭ. Вспоминает командир 196-го ИАП Евгений Георгиевич Пепеляев: - Шебанову первому среди лётчиков 196-го полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Но в этом не столько заслуга Фёдора Шебанова, сколько политработников, которые авансом добились присвоения ему этого высокого звания. Командир 1-й эскадрильи капитан Н. Антипов в должной степени не контролировал ситуацию и не требовал от Шебанова исполнительности и послушания, что и привело к его преждевременной гибели. 26 октября 1951 года в воздушном бою с истребителями - бомбардировщиками F-84 он, преследуя противника, оторвался от своей группы и был сбит. В гибели Фёдора Шебанова в какой - то степени я виню и себя. Вместо того, чтобы потребовать от командира 1-й эскадрильи капитана Антипова и старшего лейтенанта Шебанова не отрываться от ведущего пары, не пренебрегать интересами группы, не гнаться за сбитыми самолётами, Шебанова стали хвалить, популяризировать, ставить в пример. Особенно в этом усердствовали политработники. Я своевременно с этим не разобрался, поддался похвалам лётчика. Хотел назначить его ведущим пары, но так и не успел. Если в мирное время ошибки лётчиков в учебном бою приводят к нелицеприятным разговорам на разборе полётов, то в боевой обстановке обычно бывают гибельными... За период боевой деятельности Фёдор Шебанов был награждён орденами Ленина и Красного Знамени, а также медалью "За боевые заслуги". На родине, в селе Студенки Рязанской области, ему поставлен бюст. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |