КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Нюхтиков Михаил Александрович |
Родился 3 ( 16 ) Июня 1906 года в городе Чарджоу ( ныне - город Туркменабад, Туркменистан ), в семье служащего. Детство и юность провёл в городе Стародуб ( Брянская область ). Окончил 9 классов школы. В 1924 - 1926 годах Михаил Нюхтиков работал учителем, инструктором уездного отделения Осоавиахима. С 1927 года в рядах Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, где его сокурсником оказался будущий кавалер "Золотой Звезды" № 1 - А. В. Ляпидевский. После окончания Ленинградской ВТШЛ работал инструктором Осоавиахима в городе Стародуб. В 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1928 - 1933 годах был лётчиком - инструктором Качинской ВАШЛ. С Июля 1933 года по Август 1953 года на лётно - испытательной работе. Работал в ГК НИИ ВВС. Пожалуй, нельзя найти самолётов, на которых ему не доводилось летать. В воздухе опробовались не только отдельные экземпляры, но и строились сложные авиаконструкции. Так было со "Звеном-1" конструктора В. С. Вахмистрова, когда авиаматка ТБ-1 несла на себе 3 истребителя; и совсем уж экзотическое "Звено-5", когда М. А. Нюхтиков поднимал бомбардировщик ТБ-3 - четырёхмоторный гигант, на плоскостях которого сверху "сидели" 2 истребителя И-15, а под плоскостями крепились ещё 2 истребителя И-16. В воздухе к этой "этажерке" подлетал ещё один истребитель и "причаливал" под фюзеляж. И все 9 двигателей работали и несли конструкцию вперёд. Результаты этой непростой работы максимально были использованы в годы Великой Отечественной войны, когда наша авиация из-за значительного удаления не могла поразить очень важные точечные вражеские цели, например, стратегические мосты. Под ТБ-3 подвешивались 2 истребителя И-16, которые, отделяясь от авиаматки при приближении к цели, фугасными авиабомбами с одного захода уничтожали предписанные объекты. 10 Ноября 1936 года М. А. Нюхтиков и М. А. Липкин с воентехниками С. Обыденковым и А. Елтышевым установили международный рекорд высоты полёта с контрольной нагрузкой в 10000 кг, подняв ДБ-А на 7032 метров, а 11 Ноября с грузом 10000 кг - уже на 12695 метров. В Мае 1939 года участвовал в испытаниях первой в СССР системы автоматического взлёта и посадки тяжёлого самолёта ТБ-1. Участник боёв с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году, на реке Халхин - Гол летом 1939 года, Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. 6 Июля 1941 года на самолёте "103У" ( АНТ-59 ) потерпел катастрофу, так как в районе аэродрома на правом АМ-37 разрушилось рабочее колесо ПЦН и осколки повредили двигатель и убили штурмана А. М. Акопяна. Сам М. А. Нюхтиков покинул машину, которая планируя и не теряя устойчивости врезалась в землю. 25 Августа 1944 года в качестве лидера на А-20К "Бостон" участвовал в беспосадочном перелёте Бельцы - Бари ( Италия ) для помощи НОА Югославии. Накануне М. А. Нюхтиков получил боевое задание: лидировать 20 истребителей Як-9ДД через оккупированные фашистами Румынию, Югославию и Болгарию в город Бари. До этого направлялось уже 2 группы, и обе были уничтожены. Нюхтиков сумел скрытно взлететь и провести группу через контролируемые немецкими перехватчиками районы. С Августа 1953 года по Апрель 1963 года работал лётчиком - испытателем в ОКБ А. Н. Туполева. В Ноябре 1952 года начались испытания, созданного в ОКБ А. Н. Туполева, первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-95. Однако не всё на испытаниях шло гладко. 11 Мая 1953 года произошла авиакатастрофа в результате возникшего пожара. Командир корабля А. Д. Перелёт приказал экипажу покинуть машину: 7 человек из 11 спаслись на парашютах. Командир - не успел... Из ГК НИИ ВВС по просьбе главного конструктора, не забывшего, кто дал путёвку в небо Ту-2, ведущим лётчиком на модернизированный Ту-95 был приглашен М. А. Нюхтиков. Во главе с ним члены экипажа в короткие сроки провели испытания этого самолёта. В том что стратегические бомбардировщики и ракетоносцы полвека в строю - большая заслуга и М. А. Нюхтикова. Нюхтиков участвовал и в испытаниях пассажирского лайнера Ту-114, летал на нём из Москвы в Хабаровске, Париж, Пекин, Нью - Йорк. Всего освоил 232 типа самолётов и 15 планёров. Построил 3 планёра собственной конструкции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1957 года за освоение новой военной авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм лётчику - испытателю Нюхтикову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 11147 ). С Апреля 1963 года Полковник М. А. Нюхтиков - в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Почётный гражданин города. Умер 5 Мая 1998 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "Знак Почёта"; медалями. Посмертно удостоен высшей степени отличия Туркмении - звания "Герой Туркменистана". В посёлке Чкаловский ( в черте города Щёлково, улица Ленина, дом 7 ) Московской области на доме, где в 1945 - 1952 годах он жил, установлена мемориальная доска. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |