КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
5 Мая 1958 года группа старейших советских лётчиков и воздухоплавателей написала Алексею Владимировичу Шиукову: "50 лет назад Вы первым в России поднялись в небо на планере собственной конструкции, положив этим начало практическому... овладению искусством полёта". Что же произошло тогда, 5 Мая 1908 года, когда и настоящих самолётов то в России ещё не было ? В то ясное утро с пологого склона горы Махати лежащий внизу Тифлис казался яркой картинкой, нарисованной акварелью. Именно таким показался он Алексею в момент последних приготовлений к полёту. Вместе с товарищами он поднял планер, просунул голову и плечи в маленькое отверстие, образованное в нижнем крыле двумя шпангоутами. Крепко - накрепко ухватился за стойки и побежал по склону вниз. И вот, наконец, планер взлетел и плавно стал парить в воздухе. Неожиданно, поднимая нос всё выше и выше, планер начал терять скорость. Клюнув носом, он резко пошёл вниз. Удар ! Сильно ткнувшись ногами в землю, Алексей всё же устоял. Руки, намертво схватившиеся за стойки крыльев планера, так и не отпустили их. К Алексею, радостные и возбуждённые, спешили репортёр, братья, отец. А герой сего торжества стоял смущённый: ему - то казалось, что он летел долго, высоко - высоко ! На самом же деле планер пролетел не более 100 шагов, не выше 4 метров над склоном... Никто из участников этого события не знал тогда, что 15-летний гимназист Алексей Шиуков совершил первый в России свободный полёт на планере. Никто не предполагал, чего он вскоре добъётся, совершенствуя конструкции своих летательных аппаратов и повышая искусство пилотирования. Алексей и сам не знал тогда, что в скором времени, будет прыгать уже с обрыва в 75 метров высоты. Сидя на широком кожанном ремне и управляя планером с помощью рулей и элеронов, он пролетит расстояние в четверть километра ! Алексей Шиуков родился в семье юриста. Его отец - Владимир Матвеевич, был передовым по тем временам человеком, сочувствующим революционной деятельности РСДРП. В его доме бывала социал - демократическая литература, проходили подпольные встречи тифлисских большевиков. Своему сыну он дал довольно приличное образование. Учась в гимназии, Алексей увидел в Тифлисе подъёмы на аэростате. Это его заинтересовало. Он стал жадно читать всё, что мог достать о дирижаблях Цеппелина, о Лилиентале, о самолётах, только начавших расправлять крылья. Он стал проводить опыты с воронами. В свободное от занятий в гимназии время Алексей уезжал в горы к охотникам - птицеловам и там наблюдал за полётами крупных птиц. Потом... Потом он построил мускульный аппарат с машущими консолями, разбитый при попытке подняться на нём в небо. Тогда Алексей понял, что время машущего полёта ещё не настало. Он начал постройку планера - парителя. Именно на нём он и совершил свой первый успешный полёт 5 Мая 1908 года. О "летающем гимназисте" Алексее Шиукове написали в тифлисских газетах. На Махатской горе стали собираться любопытные, жаждавшие посмотреть, действительно ли кто - то поднимается в небо. Вслед за Шиуковым на Кавказе стали строить планеры и летать на них работник почтового ведомства Георгий Тереверко, офицер Платт, гимназист Владимир Осипов, Сандро Ахметели и другие. Шиуков, хотя ещё не достиг совершеннолетия, был принят в члены Кавказского воздухоплавательного кружка. Алексей всерьёз увлёкся авиацией. О близком покорении неба он пишет статьи и рассказы в разеты и журналы. Ведёт общеобразовательные занятия в кружке типографских рабочих. Много часов штудирует литературу об авиации. Строит очередной летательный аппарат, летает на Махатской горе. На всё это дня уже не хватало, и он, систематически недосыпая, занимает время у ночи. Именно в те годы Шиуков привык ходить с максимальной быстротой, почти бегом. Вскоре Алексей строит уже свой 5-й летательный аппарат: планер - моноплан типа "утка", который быстро набирал высоту и был очень устойчив в полёте. Теперь он решает построить и самолёт, используя данную схему. И началась трудная работа, в которой ему помогали все: рабочие железнодорожных мастерских выточили все необходимые металлические части, рессоры для колёс сделал каретный мастер, в натяжке крыльев принял участие старый столяр... После долгих мытарств нашли и мотор. Правда, "Гном" в 50 лошадиных сил был сильно повреждён при аварии одного из недавно появившихся первых самолётов. Но его удалось отремонтировать. Весной 1912 года начались первые пробные взлёты по прямой. И, наконец, машина поднимается в небо. Толпы людей с ликованием наблюдали, как над скотобойней в невесомо - лёгком воздухе плавно плыл, стрекоча мотором, самолёт. И все знали, что построил его здесь же, в Тифлисе, тот паренёк, что повернув кепку козырьком назад, сидел в кабине этой чудесной птицы... * * *Весна 1917 года наступила рано. Из влажной земли аэродрома прорезался пушок яркой зелени. Дул тёплый ветер. Невольно думалось: когда же наступит конец этой войне ? Пролетая над линией фронта, Шиуков видел искромсанную весеннюю землю, опутанную колючей проволокой заграждений, изрытую чёрными зигзагами окопов. Да, к началу Первой Мировой войны царское правительство России уже оценило значение недавно зародившейся авиации. Специальные школы спешно готовили лётчиков. Сотни русских авиаторов сражались на фронте. Алексея Шиукова, ещё в 1913 году официально получившего звание пилота - авиатора, взяли в армию. После учёбы в Гатчинской авиационной школе ему присвоили звание "военный лётчик". Он воевал сначала как разведчик, затем стал истребителем. Совершил десятки фронтовых вылетов, провёл немало воздушных боёв, сбил один неприятельский самолёт. Шиукова произвели в офицерский чин, он имел боевые награды. Октябрьская революция застала Алексея на фронте, в городе Луцке, в знаменитой истребительной авиагруппе незадолго до того погибшего Капитана Е. Н. Крутеня. Встав на сторону Советской власти, как и многие другие лётчики, Шиуков спасает свои самолёты от немцев. С большим трудом, вопреки противодействию офицеров, Алексей с товарищами привёл эшелон с лётным составом и техникой в Москву. В Январе 1918 года, когда с часу на час ожидалось начало наступления кайзеровских войск, лётчик Василий Юнгмейстер был назначен инспектором авиации Западного фронта, а Алексей Шиуков - его помошником. Выехав в Белоруссию, они наладили вывозку людей и самолётов. А когда германские полки и белопольские легионы перешли в наступление - руководили боевой работой авиаотрядов. После расформирования штаба Западного фронта Шиуков был назначен начальником одного из отделов Московской окружной коллегии по управлению Воздушным Флотом. Началась большая организационная работа. Уже в Сентябре 1918 года Реввоенсовет Республики одобрил разработанный Шиуковым проект первой фронтовой организации Красного Воздушного Флота. Были созданы Полевое управление авиацией и воздухоплавания действующей армии - Авиадарм - и управления авиации фронтов и армий. Они руководили всей боевой деятельностью красных лётчиков до конца Гражданской войны. А самому Алексею Владимировичу Шиукову тоже предстоял большой путь: ему довелось командовать авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовать в создании Аэрофлота, написать десятки книг по истории, технике, боевому применению авиации, преподавать в институте и академии. Много дел было впереди у Полковника в отставке А. В. Шиукова. Не забывал он и о конструкторской деятельности: будучи уже в преклонном возрасте, сконструировал оригинальный махолёт с мотоциклетным мотором. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |